20.04.2016     0
 

Конспект логопедического занятия на тему Звук и буква [Б]

Скачать презентацию: Занятие построено с использованием ИКТ. Презентация и игры в презентации разработаны автором занятия….


Конспект логопедического занятия на тему Звук и буква [Б]Скачать презентацию: Занятие построено с использованием ИКТ. Презентация и игры в презентации разработаны автором занятия.

Цель занятия: Познакомить детей со звуком и буквой [Б], формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Задачи:

Коррекционно-развивающие: уточнить особенности артикуляции звука [Б], его фонетическую характеристику; развивать фонематический слух и формировать навыки акустического различения звуков; формировать навык понимания многоступенчатых инструкций; формировать навыки самоконтроля, произвольность.

Образовательные: обогатить словарный запас; закрепить обобщающие понятия (украшения, хлебобулочные изделия, люди); совершенствовать навыки правильного грамматического оформления речи (усвоение форм ед. и мн. числа имен существительных, женского и мужского рода, имен числительных); развивать элементы связной речи; закрепить понятия «звук», «буква», «слово», «предложение».

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, взаимопомощь, трудолюбие.

Оборудование: проектор, экран, мячик, счетные палочки.

План занятия.

1. Орг. момент.

• Дети встали в круг и, передавая мяч, здороваются. Называют друг друга по имени ласково: «Здравствуй, Варенька. Здравствуй, Димочка».

• Упражнения для мелкой моторики руки со стихами (активизация речевых зон коры головного мозга):

Сидит белка на тележке, (кулак – ребро – ладонь).

Продает она орешки:    (кулак – ребро – ладонь).

Лисичке – сестричке, (руки в кулаке, открываем мизинец)    Маленькой синичке,     (открываем безымянный палец).

Мишке толстопятому,    (открываем средний палец).

Заиньке усатому.        (открываем указательный).

Кому в платок,       (пальцы правой руки прячем в левую руку).

Кому в зубок,        (меняем положение рук).

Кому в лапочку.      (пальцы в замок).

• Отработка понимания многоступенчатых инструкций, активизация звукового анализа: «Сядет тот, чье имя начинается на звук [И], [М] и т.д.

2. Постановка цели занятия:

Логопед: «Сегодня мы будем учить новый звук. Чтобы узнать, какой это звук, отгадайте загадки».

От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает.     (Бабочка) [2].

У маленькой Катюшки
Уселся на макушке,
Не мотылёк, не птичка –
Держит две косички.      (Бант) [2].

Стоит толстуха –
Деревянное брюхо,
Железный поясок.        (Бочка) [2].

Чёрные овцы на белом поле пасутся. (Буквы) [2].

Логопед: «Вспомните слова-отгадки (Дети называют: бабочка, бант, бочка, буквы). Какой первый звук в этих словах?» (Звук [Б]).

3. Артикуляция звука [Б]. Фонетическая характеристика звука.

Логопед с детьми изучают особенности артикуляции звука и составляют его фонетическую характеристику: звука [Б] — это согласный звук, твердый, звонкий.

(Слайды 1-3).

4. Игра «Запомни, повтори».

На экране появляются 3 картинка, в названиях которых есть звук [Б]. Логопед предлагает детям запомнить эти картинки. Затем картинки исчезают, дети должны их вспомнить. Затем дети составляют предложения с этими словами.

(Слайды 5-7 вариант игры №1).

(Слайды 8-10 вариант игры №2).

(Слайды 11-13 вариант игры №3).

5. Отработка обобщающих понятий

Логопед спрашивает: «Какие были картинки с изображением украшений (хлебобулочных изделий, людей)?»

После ответов детей на экране появляются соответствующие картинки.

(Слайды 14-16).

6. Физминутка: упражнения для активизации межполушарных связей.

Дети встали в круг и выполняют вместе с логопедом перекрестные движения руками и ногами.

7. Отработка понятия женского и мужского рода имен существительных и множественного числа: «Он, она или они?»

На экране последовательно появляются картинки со звуком [Б]. Дети должны определить, каким словом (местоимением) можно заменить это слово: он, она или они? После ответов детей под картинкой появляется контур девочки (она), мальчика (он) или двоих детей (они).

(Слайды 17-19).

8. Игра «Картинка потерялась».

На экране появляются картинки, которые были в предыдущих заданиях. Детям дается время запомнить их. Затем картинки исчезают и появляются в другом порядке. Дети должны увидеть, какая картинка исчезла. Игра повторяется несколько раз.

(Слайды 20-25).

9. Знакомство с буквой «Б».

Логопед: «Как можно сложить букву «Б» из палочек? Сколько палочек для этого понадобится?»

На экране последовательно появляются палочки для построения буквы «Б». Дети считают, сколько их нужно. Затем по очереди подходят к корзиночке и отсчитывают себе необходимое количество палочек. Затем садятся на свои места и складывают букву «Б».

(Слайды 26-27).

10. Стихотворение про букву «Б»:

Большой живот у буквы Б,
Беретик есть на голове. [1]

Логопед: «Действительно, буква «Б» похожа на человека с большим животом и в берете. А как вы думаете, на что еще похожа буква «Б»?» Дети придумывают образы, на что похожа буква «Б».

11. Игра «Буквы спрятались».

Логопед: «Найдите все буквы «Б» и сосчитайте их». На экране появляются разные буквы, надо сосчитать, сколько букв «Б». Игра повторяется несколько раз (Слайды 28-31).

12. Итог занятия.

Логопед: «Закройте глазки и вспомните все игры, задания и упражнения, которые мы сегодня выполняли. 1-2-3-4-5, можно глазки открывать».

Дети перечисляют все выполненные на занятии задания.

Логопед подводит итог: «Мы сегодня учили звук и букву «Б». Теперь вы сможете читать слоги с буквой «Б».

Литература:

  1. Галкина Г. Г. Звуки, буквы я учу! – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2009.
  2. Сборник загадок. Составитель М. Т. Карпенко. – М.: “Просвещение”, 1988.

Абаева Т.В. учитель-логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Оболенский детский сад комбинированного вида Лесная сказка Московская обл., Серпуховский р-он.


Мы вКонтакте