Цель: дифференциация звуков С-Ш- в речи.
Задачи:
1. Формировать самоконтроль за речью.
2. Учить дифференцировать звуки С-Ш в связной речи.
3. Развивать фонематический слух и звуковой анализ.
4. Развивать высшие психические процессы, мелкую моторику.
Оборудование: картинки по теме, игрушки (мишка, еж, дом, шар, корзина, кубики), фасоль, песок, массажер, зеркало, сушки, компьютерная программа, компьютер.
Проведение НОД:
1. В гостях у нас мишка Топтыжка.. Он очень печальный, как вы думаете почему? (предполагаемые ответы детей) Мишка грустный потому что растерял свои любимые кубики. Давайте ему поможем и все их найдем. Для этого мы отправимся в волшебную страну “Свистелочку-шипелочку”.
— Как вы думаете, на каком транспорте можно туда добраться? (предполагаемые ответы детей)
— Мы полетим в волшебную страну на воздушном шаре, но сначала мы подготовимся к полету и сделаем зарядку для язычка и щечек.
Самомассаж:
Солнышко с неба посылает лучики (гладим пальчиками лоб от середины к вискам).
Смело разгоняет тучи (надавливаем пальчиками по контуру уха.
Лучики нежно согревают щечки (надуть щечки и покатать массажер).
Солнышко на носик ставит точки (поставить пальчик на носик).
Золотят веснушки деток, очень нравиться им это! (улыбнуться).
Артикуляционная гимнастика с ладошкой
“Улыбка-трубочка”
Губы улыбаются широко – раздвигаем пальчики далеко
Губы трубочкой сближаем – пальцы в кулаки сжимаем.
“Лопаточка”
Язычок лопаткой – как ладошка гладкий.
“Чашечка”
Язычка загибаю края – это чашечка моя, пальчики сближаю , в чашку превращаю.
На большом воздушном шаре полетели, влево — вправо наклонились, покружились, приземлились. (дети наклоняются в стороны, кружатся и приседают)
2. Попали в волшебную страну “Свистелочку-шипелочку” Каждый день эти звуки ходят в гости по разным дорожкам: звук “С” по прямой, а звук “Ш по волнистой”.Проведи пальчиком по песку и нарисуй эти дорожки. Проговаривая четко звуки.
— Мы научились красиво говорить, подставляйте пальчики повторяйте песенки: СКА-ШКА, ШНО-СНО, СВУ-ШВУ, ИСК-ИШК,АШН-АСН,СБА-ШБА.(работа с массажером су-джок)
Справились с заданием получаем первый кубик.
3. На большом воздушном шаре полетели, влево — вправо наклонились, покружились, приземлились.
Вот интересная игра, нам познать ее пора. Звуки различайте, слова распределяйте.
Детям предлагается компьютерная игра по дифференциации звуков и звуковому анализу.
Справились ловко получаем второй кубик.
4. На большом воздушном шаре полетели, влево- право наклонились, покружились приземлились.
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. Кто это ? (еж) Портной еж сшил для своих друзей одежду. Посмотрите, а теперь вспомните, какая одежда была со звуком “Ш”, со звуком “С”? Кому он ее подарил?
Игра “четвертый лишний”
Все ответы были на отлично, получаем третий кубик.
5. На большом воздушном шаре полетели, влево — вправо наклонились, покружились, приземлились.
Что-то спрятано в фасоли? Все предметы непростые в домике живут, песенки сладкие поют, на первом этаже слова с одним слогом, на втором с двумя слогами, на третьем с тремя слогами.
Верно предметы разместили по этажам , возьмите четвертый кубик.
6. На большом воздушном шаре полетели, влево — вправо наклонились, покружились, приземлились.
Остановка не простая, исправлять ошибки, трудно мишке.
Игра “Каких слов не бывает?”
Ушки были внимательные все ошибки исправили. Найдите пятый кубик.
7. На большом воздушном шаре полетели, влево — вправо наклонились, покружились, приземлились.
Мишки братишка порвал книжку, мы листочки соберем, скрепим и рассказ начнем. (скрепляются листочки степлером и составляется рассказ по картинкам)
Очень мы помогли мишке, починили книжку, получаем шестой кубик.
8. На большом воздушном шаре полетели, влево — вправо наклонились, покружились, приземлились.
Сейчас мы научим мишку, как веселые стишки запоминать быстро! (заучивание стихотворения по мнемотаблице) очень быстро получилось выучить стихотворение, получаем седьмой кубик.
9. На большом воздушном шаре полетели, влево — вправо наклонились, покружились, приземлились.
Вот театр настоящий спрятался в мешочке, все фигурки доставайте и чистоговорки повторяйте! (дети проговаривают чистоговорки и скороговорки со звуками “Ш-С”, используя пальчиковый театр)
Очень вы развеселили мишку, возьмите восьмой кубик.
10. На большом воздушном шаре полетели, влево — вправо наклонились, покружились, приземлились.
Мы много сегодня летали, давайте теперь помечтаем и пофантазируем. На что похожи эти изображения (предлагаются недорисованные контуры предметов) Как можно их объединить в одну историю? Очень интересные истории придуманы, вот и девятый кубик. Попробуйте сложить все кубики и увидеть целую картинку. (картинка медведя) В волшебной стране вы правильно произносили звуки “С-Ш”. Мишка благодарит вас за помощь и дарит целую связку сушек к чаю. Учитель логопед Гузовская Ю.Ю.