Цели:
Коррекционные:
- Уточнить произношение звуков [т], [т’].
- Учить выделять звуки из состава слова.
- Дифференцировать звуки по твердости – мягкости.
- Упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога.
- Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти.
- Знакомство с графическим обозначением буквы.
- Обучение звуко – буквенному анализу слогов и слов, чтение закрытых слогов и слов.
Воспитательные:
- Привитие учащимся навыков работать в определенном темпе.
- Производить анализ, сравнение и сопоставление.
Оборудование:
Предметные картинки:
- танк, тыква, тарелка, туфли, телефон, утюг, тигр, бант, самолет, утка, танк, тюлень, Буратино и т.д.
- мяч;
- сигнальные фонарики: синий и зеленый;
- кармашки для букв;
- касса букв.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Все встали около своих столов ровненько и красиво. А теперь, сядет тот, кто назовет гласный звук в словах:
Парк, слух, кот, мышь, глаз, дуб.
2. Молодцы! А сейчас, назовите мне, пожалуйста, четвертый лишний предмет среди слов:
Корабль, катер, лодка, танк
Лимон, тыква, виноград, яблоко
Стол, диван, тарелка, шкаф
Шорты, платье, туфли, сарафан
Логопед: «Молодцы! А теперь, назовите мне все слова, которые были лишними!»
Дети: «Танк – тыква – тарелка — туфли»
Логопед: «Как вы думаете, что общего в этих словах?» (все слова начинаются со звука [т])
3. Знакомство со звуками
Логопед проводит сравнительную характеристику звуков:
Звук [т] – согласный, глухой, твердый
Звук [т’] – согласный, глухой и мягкий.
4. Различение звуков [т], [т’] (зеленый и синий фонарики)
— в слогах: та, тя, ут, оть, ты, ти.
— в словах: тыква, телефон, гитара, утюг, кот, тюлень.
5. Работа с картинным материалом:
На доску выставляется картинный материал: телефон, утюг, тигр, самолет, танк, утка.
Логопед: «Назовите, сначала, слова с твердым звуком [т], а затем с мягким звуком [т’]»
6. Игра: «Что Тане, а что Тёме»
Каждому ребенку раздаются по две картинки, в названии которых есть звуки [т] и [т’]. Дети выходят поочерёдно к доске и раскладывают картинки: телефон, тюлень, Буратино, бант, пальто, тюльпан, тапки, телевизор и т.д.
Логопед: «А теперь, скажите, что вы отдали Тане, а что Тёме?»
Физкультминутка:
Ели на опушке
До небес макушки
Слушают, молчат
Смотрят на внучат.
А внучата елочки
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
Различение на слух [т], [т’] – игра «Наоборот»: логопед бросает мяч ребенку и называет слог ТА, а ребенок должен мяч поймать, бросить логопеду и дать ответ ТЯ и т.д.
Та – тя ат – ать Тома – Тёма
То — … от — … тук — тюк
Ту — … ут — …
Ты — … ыт — …
Знакомство с буквой Т
ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!
1. Показать образ буквы:
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилось
И на крыше очутилась.
2. Зрительный образ буквы Т: выложить букву Т только из трёх палочек.
2. Отыскать букву Т среди других букв разрезной азбуки, выложенных перед ребенком.
3. Составить и прочитать слоги ОТ, ТИ, КИТ, прочитать, выполнить звуко-буквенный анализ.
4. Определив первый звук в словах по картинкам – составить слово:
Например: кот – танк — облако = кто
Танк – облако – пальто = топ
Итог: 1. Чем мы сегодня занимались на занятии?
2. Дать характеристику звукам [т], [т’]
3. Назвать слова со звуками [т] и [т’] – развитие внимания и памяти. Степанова Е.В. учитель-логопед, ГБОУ СОШ 1285.