11.11.2017      1193      0
 

Слоговая структура слова. Двусложные слова с открытым слогом

Уважаемые коллеги! Надеюсь быть полезной. Может быть кто-то захочет использовать в своей работе методику Ефименковой…


Уважаемые коллеги! Надеюсь быть полезной. Может быть кто-то захочет использовать в своей работе методику Ефименковой Л.Н. Специалисты знают, что при обследовании учащихся могут быть выявлены многочисленные ошибки как устной речи, так и письменной.

  1. Ошибки на уровне буквы и слога.
  2. Ошибки звукового анализа.
  3. Ошибки фонематического восприятия.

Остальные ошибки разные авторы классифицируют по-разному, исходя из собственных исследований.

Учитель-логопед не ограничивается формальной классификацией ошибок.

Он устанавливает всю совокупность специфических ошибок у данного ученика и выбирает целесообразные приемы коррекции.

Нарушения слоговой структуры слова, выявленные у дошкольников, мешают им овладеть грамотой и успешно обучаться в школе.

Свои занятия я стараюсь выстраивать, учитывая все вышесказанное (в основе работы лежит методика Ефименковой Л.Н.).

Большое внимание уделяется гласным звукам – и это первый этап работы.

Уточняется артикуляция гласных, которая (как и правильная артикуляция согласных) является основой для дальнейшего развития звукового анализа и фонематического восприятия. От четкости произношения гласного будет в значительной мере зависеть и четкое произношение согласного. На логопедических занятиях используется логоритмика Мухиной А.Я. В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Используя логоритмику , осуществляем взаимосвязь движений и речи, т.е. совместную работу коры головного мозга – анализаторных систем, отвечающих за деятельность артикуляционной моторики и общих движений. Ребенок начинает слышать более четкое звучание согласного звука, стоящего перед грамотно произнесенным гласным. На этом этапе и происходит анализ и синтез слога сначала с гласными первого ряда, потом с гласными второго ряда.

Далее развитие звукового анализа происходит на базе слов, с постепенно усложняющейся слоговой структурой (по классификации А.К.Марковой). Слова усложняются как в наращивании количества слогов, так и в степени сложности слога.

К данным темам учащиеся подходят, имея представление о слове-предмете, умеют его графически изображать, проводят звуковой анализ слогов с гласными первого и второго ряда.

Важнейшим (ведущим) приемом считается вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно-речевую задачу, он адресован к имеющимся знаниям.

К заданному слову учитель-логопед предлагает логически связанные друг с другом вопросы (см. «ход занятия»). Работая таким образом, мы и стараемся обеспечить согласованную работу речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного анализаторов.

Эти же вопросы ученик задает учителю (родителю) – игра в «плохую ученицу». Затем ребята самостоятельно спрашивают друг друга, понимая логику вопросов. Слово обсуждается устно, затем, проговаривая вслух, изображается схема слова и оно само пишется рядом.

Таким образом, работа со словом развивает слуховое внимание и память, зрительное внимание и память. Практически на любом логопедическом занятии, в любой инструкции есть связь задач логопедических и психологических. Ниже описано одно из занятий по работе над слоговой структурой слова.

Тема. Слоговая структура слова. Двусложные слова с открытым слогом.

Цели. 

  1. Развивать умение делить слова на слоги.
  2. Развивать умение различать на слух твердое и мягкое звучание согласного.
  3. Развивать слуховую и зрительную память.

Оборудование. Кроссворд, картинки.

Ход занятия.

1. Орг. момент. Логопед. Сегодня мы продолжим работу со словами.

Логопед. Давайте отгадаем кроссворд. (лиса, шуба, ваза, роза, пила, лыжи, лупа). Молодцы.

Логопед. Вспомним, что мы знаем о слове. Ребенок выходит к доске и, отвечая на вопросы, изображает графическую схему слова.

На какой вопрос отвечает это слово? (Кто?)

Сколько в слове гласных и назови? (Два: и, а)

Сколько в слове слогов? (Два)

Как звучит первый согласный? (Мягко)

———и ———а       лиса

Логопед. Подчеркни первый согласный нужным цветом (таким образом отрабатываются все слова кроссворда).

Логопед предъявляет 8 картинок.

Логопед. Посмотрите на картинки и назовите их. Называя слово, ученик называет гласные в слове (гиря, дуб, рыба, кит, репа, мяч, соты,лук).

Логопед. А теперь назовем слова, в которых первый согласный звучиттвердо (дуб, рыба, соты, лук).

Назовите слова, в которых первый согласный звучит мягко (гиря, кит, репа, мяч).

Логопед. Даю время запомнить все слова. Картинки убираю. А теперь вспомните и запишите слова в два столбика: в первый – слова с одним слогом, а во второй – слова с двумя слогами.

Логопед. Подчеркните первый согласный соответствующим цветом.

Логопед. Чему научились на занятии? Авакян С.В. учитель-логопед, ГБУ ГППЦ ДОгМ