Задачи занятия:
Коррекционные
- уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [ш] и [ж];
- упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, фразах;
- упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
Развивающие
- развивать умение подбирать к объекту определенное качество признака;
- развивать зрительное внимание, мыслительные навыки, связную речь.
Воспитательные
- воспитывать интерес и желание работы с компьютером.
Оборудование
- Мультимедийное оборудование
- Настольное зеркало.
- Дидактическая игра “Умный поезд”.
- Магнитная доска.
- Картинка “Теремок”
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед показывает картинку “Теремок”.
— В какую игру поиграем?
Игра “Теремок” (Дети по очереди, говорят слова “Стоит в поле Теремок-теремок, он не низок не высок, в теремочке этом звук … живет”, называет любой речевой звук и садятся на стульчики).
— Вот мы и попали на полянку к Теремку. А кто тут живет? (Речевые звуки)
Проблема:
-Дети, посмотрите на экран, тут что-то произошло? Как вы думаете, что?
— Как помочь этим звукам попасть в теремок?
2. Изолированное произношение и характеристика звуков.
Логопед. Как звучит песенка змеи? Пошипите (коротко, а теперь длительно). Как звучит песенка жука? Пожужжите (тихо, а теперь громко).
-Расскажите, как получаются эти песенки. (Дети поочередно рассказывают характеристику звуков [Ш], [Ж] – губы округляются, язычок поднимается вверх, превращается в чашечку, по середине “чашечки”, проходит теплый ветерок, звонок не работает (работает при [ж]. Так как во рту есть преграда – язык, значит этот звук согласный и твердый).
-Чем похожи, чем отличаются звуки?
3. Звуковой анализ и синтез слов.
-А все ли звуки нам нужны? Почему? Докажите.
— Что получится если исчезнет звук [Ш].
На экране появляется картинки: шапка, шуба, мышка, карандаш. (Ребенок объясняет, что может получиться из этих слов, и из-за того объект на экране исчезает).
Аналогично с картинками, в названии которых есть звук [Ж] — жаба, жираф, ежик, ножницы.
4. Дифференциация звуков в слогах.
Логопед. Рассказали вы о звуках, они уже не ссорятся и поют песенки. Поддержите их, пропойте вместе с ними. (Один ребенок проговаривает слоги со звуком [Ш], а второй слова со звуком [Ж]. Затем меняются)
ША –ЖА
ШО – ЖО
ШИ-ЖИ
ШУ-ЖУ
ШЕ-ЖЕ
5. Зрительная гимнастика.
Открываем глазки — раз,
А зажмуриваем — два,
1-2-3-4,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
6. Дифференциация в словах.
— А теперь звуки предлагают вам поиграть “Найди лишний предмет”. Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. На экране картинки:
Шуба, рубашка, шорты, жилет. (Какой предмет лишний? Почему? Где в слове жилет стоит звук [Ж]?
Ножницы, пассатижи, шпатель, ножовка.
Ежик, кошка, жираф, жеребенок.
Ложка, чашка, ножик, кувшин.
Логопед. Молодцы. Чтобы звуки не ссорились и побыстрее вернулись в теремок речевых звуков, подарим им подарки. Отгадайте загадку и узнаете, что вы им подарите.
Загадка.
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
Игра “Умный поезд”
-Как вы думаете “песенке змеи” какой поезд нужно подарить? (Поезд, который повезет вагончики с предметами, в названиях которых есть звук [Ш]).
— А “песенке жука”? (ребенок отвечает).
— Не забудьте использовать признаки, чтобы поезд был красивым и умным.
Самостоятельная работа детей на магнитной доске.
— А теперь … расскажи про свой подарок. (Ребенок описывает предметы, подбирая им значения признака, который будет расположен над вагончиком с этим предметом: например — поезд со звуком [Ж] повезет вагончики с жужжащим жуком, зеленой жабой, железными ножницами).
Аналогично рассказывает свой рассказ и второй ребенок.
— Отлично. Давайте проверим, вернулись наши звуки в Теремок? На слайде звуки находятся в Теремке.
Рефлексия.
-Что мы сейчас делали?
-Как мы это делали?
— Для чего мы это делали? Новикова С.Н., учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г. Нягань “Детский сад № 2 “Сказка”.