29.07.2013      1194      0
 

Логопедическое занятие “Стоит в поле Теремок”. Дифференциация звуков [Ш-Ж]

Скачать материал к занятию Задачи занятия: Коррекционные уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [ш] и…


Логопедическое занятие “Стоит в поле Теремок”. Дифференциация звуков [Ш-Ж]

Логопедическое занятие “Стоит в поле Теремок”. Дифференциация звуков [Ш-Ж]

Скачать материал к занятию

Задачи занятия:

Коррекционные

  • уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [ш] и [ж];
  • упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, фразах;
  • упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.

Развивающие

  • развивать умение подбирать к объекту определенное качество признака;
  • развивать зрительное внимание, мыслительные навыки, связную речь.

Воспитательные

Оборудование

  • Мультимедийное оборудование
  • Настольное зеркало.
  • Дидактическая игра “Умный поезд”.
  • Магнитная доска.
  • Картинка “Теремок”

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед показывает картинку “Теремок”.

— В какую игру поиграем?

Игра “Теремок” (Дети по очереди, говорят слова “Стоит в поле Теремок-теремок, он не низок не высок, в теремочке этом звук … живет”, называет любой речевой звук и садятся на стульчики).

— Вот мы и попали на полянку к Теремку. А кто тут живет? (Речевые звуки)

Проблема:

-Дети, посмотрите на экран, тут что-то произошло? Как вы думаете, что?

— Как помочь этим звукам попасть в теремок?

2. Изолированное произношение и характеристика звуков.

Логопед. Как звучит песенка змеи? Пошипите (коротко, а теперь длительно). Как звучит песенка жука? Пожужжите (тихо, а теперь громко).

-Расскажите, как получаются эти песенки. (Дети поочередно рассказывают характеристику звуков [Ш], [Ж] – губы округляются, язычок поднимается вверх, превращается в чашечку, по середине “чашечки”, проходит теплый ветерок, звонок не работает (работает при [ж]. Так как во рту есть преграда – язык, значит этот звук согласный и твердый).

-Чем похожи, чем отличаются звуки?

3. Звуковой анализ и синтез слов.

-А все ли звуки нам нужны? Почему? Докажите.

— Что получится если исчезнет звук [Ш].

На экране появляется картинки: шапка, шуба, мышка, карандаш. (Ребенок объясняет, что может получиться из этих слов, и из-за того объект на экране исчезает).

Аналогично с картинками, в названии которых есть звук [Ж] — жаба, жираф, ежик, ножницы.

4. Дифференциация звуков в слогах.

Логопед. Рассказали вы о звуках, они уже не ссорятся и поют песенки. Поддержите их, пропойте вместе с ними. (Один ребенок проговаривает слоги со звуком [Ш], а второй слова со звуком [Ж]. Затем меняются)

ША –ЖА
ШО – ЖО
ШИ-ЖИ
ШУ-ЖУ
ШЕ-ЖЕ

5. Зрительная гимнастика.

Открываем глазки — раз,
А зажмуриваем — два,
1-2-3-4,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.

6. Дифференциация в словах.

— А теперь звуки предлагают вам поиграть “Найди лишний предмет”. Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. На экране картинки:

Шуба, рубашка, шорты, жилет. (Какой предмет лишний? Почему? Где в слове жилет стоит звук [Ж]?
Ножницы, пассатижи, шпатель, ножовка.
Ежик, кошка, жираф, жеребенок.
Ложка, чашка, ножик, кувшин.

Логопед. Молодцы. Чтобы звуки не ссорились и побыстрее вернулись в теремок речевых звуков, подарим им подарки. Отгадайте загадку и узнаете, что вы им подарите.

Загадка.

Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

Игра “Умный поезд”

-Как вы думаете “песенке змеи” какой поезд нужно подарить? (Поезд, который повезет вагончики с предметами, в названиях которых есть звук [Ш]).

— А “песенке жука”? (ребенок отвечает).

— Не забудьте использовать признаки, чтобы поезд был красивым и умным.

Самостоятельная работа детей на магнитной доске.

— А теперь … расскажи про свой подарок. (Ребенок описывает предметы, подбирая им значения признака, который будет расположен над вагончиком с этим предметом: например — поезд со звуком [Ж] повезет вагончики с жужжащим жуком, зеленой жабой, железными ножницами).

Аналогично рассказывает свой рассказ и второй ребенок.

— Отлично. Давайте проверим, вернулись наши звуки в Теремок? На слайде звуки находятся в Теремке.

Рефлексия.

-Что мы сейчас делали?
-Как мы это делали?
— Для чего мы это делали? Новикова С.Н., учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г. Нягань “Детский сад № 2 “Сказка”.