26.01.2013      3415      0
 

Конспект логопедического занятия «Звуки [М] и [М’]. Буква М»

Скачать презентацию Тема Звуки «М» и Мь». Буква «М» Цель: Создание условий для формирования устойчивого…


Конспект логопедического занятия "Звуки [М] и [М']. Буква М"

Конспект логопедического занятия «Звуки [М] и [М’]. Буква М»

Скачать презентацию Тема Звуки «М» и Мь». Буква «М»

Цель: Создание условий для формирования устойчивого образа буквы «М» и звуков «М» и «Мь» на материале слогов и слов.

Метапредметные УУД.

Познавательные: совершенствование навыков сравнения, анализа, обобщения, классификации;

Регулятивные:

  • развитие мелкой моторики кисти и подвижности органов артикуляции;
  • развитие всех видов восприятия;

Личностные:

  • формирование положительной учебной мотивации.
  • формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность.

Методическое обеспечение: Дидактические средства: артикуляционные профили, картинный материал, сказочные персонажи Маша и Медведь.

I. Организационный этап

— Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут. .

Для чего нам нужны ушки?
Для чего нам нужны глазки? .
Для чего нам нужна голова? .
Для чего нам нужен язык? .

1.2.Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику.Упражнения для губ, упражнения для языка, направленные на уточнение артикуляции изучаемого звука.

II. Основной этап.

2.1.Актуализация знаний. Какие две группы звуков вы знаете? (Гласные и согласные).

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

2.2.Определение темы занятия. Тему нашего занятия ребята. Вы назовете сами, если отгадаете загадки.

-Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной — (медведь).

-Есть у медведя подружка.
Не сказочная игрушка.
Простая девочка наша,
А зовут ее (Маша).

А). Назовите звук, с которого начинается слово – Маша «М». Характеристика звука по акустическим признакам.

Ребята, а что мы можем рассказать об этом звуке? (Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом)

Б). Назовите звук, с которого начинается слово медведь– «Мь». Назовите тему нашего занятия. (Дети называют: Звуки «М» и Мь»)

Дайте характеристику звуку «Мь» Звук [Мь] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цветом.

Сравните артикуляцию этих звуков.

2.3. Развитие слухового внимания и фонематического анализа на материале упражнения со звуками «М» и «Мь».

Если услышите звук «М», поднимите синий сигнал.
Если услышите звук «Мь» поднимите зеленый сигнал.
М, Мь, М, М, Мь, Мь, МА, МЯ, МУ, МЮ, МИ, МО, МЕ, МЭ, МЁ. III. Знакомство с буквой М».

2.4. На письме эти звуки обозначаются буквой «М».

Палочка и палочка, Между ними – галочка.
И понятно сразу всем — Получилась буква М.
Составление и чтение слогов с буквой «М». Прослушайте слоги, составьте слоговую цепочку. Прочитайте их.

МА-МО МУ-МЫ МУ-МА

МО-МИ МИ — МЫ

Физминутка

Маша каши наварила.
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке в чашку, Жучке в пложку,
А коту в большую ложку.
В миску курице, цыплятам.
И в корыте поросятам.
Всю посуду заняла.
Всё до крошки раздала!
Работа над букой «М»

Развитие зрительного восприятия и устойчивого образа буквы «М».

А) Из ряда букв вычеркни букву «М»

АМРМНДмНаЖнМУЖЭМдК

Б) Найди одинаковые группы букв «М» и подчеркни их.

ММм МмМ ммМ МмМ МмМ ммМ ММм мММ

В) Найди среди буквенного текста спрятанные слова: ум, ам, мама, мал и подчеркни их. Пёшарплмалощумшгджжфмамабювылдамр

Учимся писать вместе с Машей букву М
Пропишем в воздухе букву М.
и…раз …и…два…и (письмо под счет).

Игра «Лабиринт». Печатанье буквы «М» по дороге через лабиринт.

Машина физминутка.

III. Обогащение словарного запаса словами с звуками «М» и «Мь» по теме «Продукты».

У Медведя в холодильнике хранится много запасов.

Назовите их. Все ли слова вам знакомы?

Посмотрите, что в них общего?

3.1.Развитие навыка звукового анализа в соответствии с местом положения буквы «М» в словах. Распределите слова на 3 группы.

Если буква «М» будет писаться в начале слова, то это 1 группа.
Если буква «М» будет писаться в середине слова, то во 2 группа.
Если буква «М» будет писаться в конце слова, то это 3группа.
Масло, мандарин, малина, мед, молоко, мясо, морковь, мороженное.
Лимон, сметана, помидор.
Изюм – сушённый виноград, сом, налим -пресноводная рыба.

3.2. Развитие слухового восприятия в соответствии со звучанием твердого или мягкого звука.

Маша выбирала слова с твердым звуком «М», а Медведь с мягким звуком «Мь»
Работа в паре.

IV.Заключительный этап.

С какой буквой мы сегодня познакомились? Буквой «М»
Какие звуки она обозначает? Звуки «М» и «Мь»
Назовите имена наших героев. Маша и Медведь.

VI. Рефлексия.

Если вы хорошо запомнили букву М, то раскрасьте 3 малинки.
Если не очень, то раскрасьте 2 малинки.
Если совсем плохо запомнили букву М, то раскрасьте 1 малинку.

VII. Домашнее задание. Раскрасьте все картинки, в названии которых будет писаться буква М. Вульфович Н.А. учитель-логопед, МБОУ СОШ №5