Цели:
Коррекционно – образовательные: уточнение и расширение представление детей о звуковой оболочке слова, о гласных, согласных глухих и согласных звонких звуках.
Коррекционно – развивающие: развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, тактильных ощущений, формирование навыков звукового анализа.
Коррекционно – воспитательные: формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества, воспитание бережного отношения к речи.
Оборудование: пособие «Паровозик – Буквовозик», графические изображения букв П,Б,С,З, стилизованные изображения букв Ш (шкаф) и Ж (жук), Р (ракета), пособие «Колокольчики», пособие «Ромашка» с изображениями картинок, содержащих в названии звук Р.
Предварительная работа: знакомство детей с понятиями «слово», «звук», гласные, согласные буквы и звуки.
Ход занятия
1. Организационный момент. Логопед приглашает детей на занятие, активизирует внимание, объявляя тему.
— Мы сегодня отправимся в волшебное путешествие в страну звуков. Сначала надо подготовиться.
2. Пальчиковая гимнастика: пересчет пальцев на правой руке, затем на левой, упражнение « Солнышко».
Нарисую солнышко на своей ладошке,
Пусть оно сияет, хоть и понарошку.
Дети рисуют на правой ладошке круг и лучики указательным пальцем левой руки, потом наоборот, проговаривая стихи.
3. Артикуляционная гимнастика. Логопед рассказывает сказку о веселом язычке, дети выполняют упражнения « Окошко», «Бегемот», «Лягушки», «Часики», «Лошадка».
4. Уточнение понятий « Звуки и буквы, гласные и согласные». Логопед размещает на доске пособие «Паровозик – Буквовозик» — паровоз, синий вагон, красный вагон.
— Мы отправимся в путешествие на волшебном паровозике. Почему он называется Буквовозик?
Дети: — Он везет буквы.
Логопед: — А в буквах живут звуки. Из звуков состоят слова. Паровозик везет два вагона. Чем они отличаются?
Дети: — Цветом.
Логопед: — Правильно. Как вы думаете, какие звуки поедут в красном вагоне? Какими бывают звуки?
Дети: — Звуки бывают гласными и согласными. В красном вагоне поедут гласные звуки.
Логопед: -Давайте вспомним и пропоем гласные звуки.
Дети поют совместно с логопедом (развитие речевого дыхания).
Аааааааааа
Эээээээээээ
Оооооооооо
Ыыыыыыы
Уууууууууу
Ииииииииии
Логопед: -Закончите предложение: В синем вагоне поедут звуки….
Дети: — Согласные.
Логопед: — Правильно. Но мы возьмем с собой только некоторые. Посмотрите на буквы, которые я вам покажу, и назовите их.
Дети: — П.Б.
Логопед: — В этих буквах прячутся звуки П и Б. Чем они похожи?
Дети: — При их произнесении работают губы.
Логопед: — Давайте выясним, чем они отличаются. Положите ладошку на горлышко и произнесите ППППП, потом БББББББ (контроль произнесения с помощью тактильных ощущений).
Дети: — Когда произносим Б – горлышко дрожит, П – не дрожит.
Логопед: — Правильно. Те звуки, при произнесении которых горлышко дрожит, называются ЗВОНКИМИ – они слышат песенку колокольчика, мы им подарим колокольчик ( над Б размещается колокольчик), а те, при произнесении которых горлышко не дрожит, называются ГЛУХИМИ, они не слышат песенки колокольчика.
Аналогично проводится работа со звуками С и З.
5. Развитие фонематического анализа.
Логопед: — А продолжим мы путешествие на ракете.
Появляется стилизованное изображение буквы Р в виде ракеты : «РРРРРРРРРР» — полетели. Дети встают, кружатся на месте, подняв руки вверх, изображая ракету (динамический эпизод).
Дети рычат вместе с логопедом. — Какой звук мы слышим: гласный или согласный ( язык работает или отдыхает), звонкий или глухой – приложите ладошки к горлышку, подарим колокольчик букве, которая превратилась сегодня в ракету? (Согласный звонкий звук).
Мы прилетели на другую планету, давайте покажем жителям этой планеты, какие предметы есть на нашей Земле.
Логопед показывает картинки, изображенные на отдельных лепестках: — Назовите, что это, есть ли в этом слове звук Р, где он стоит(в начале слова, в середине, в конце)?
Картинки: помидор, робот, барабан, грузовик, торт, арбуз, шкаф, груша, жук.
На доске появляется цветок. -Какие буквы спрятались в изображении жука (Ж), шкафа (Ш), какие первые звуки в этих словах, какому звуку подарим колокольчик?
-У нас появился волшебный цветок, каждый его лепесток может исполнить одно ваше желание, давайте загадаем желания.
Продолжите предложение: «Я хочу, чтобы….».
6.Итог. Чем мы сегодня занимались? Что вы запомнили? (дети отвечают на вопросы). Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Давайте похлопаем друг другу. Барыбина Е.Б. учитель — логопед, МАДОУ №48 пос. Свердловский Щелковского района Московской области