20.04.2012      1404      0
 

Конспект группового логопедического “Твердые и мягкие согласные фонемы и их дифференциация”

Цели: рассказать о твёрдых и мягких согласных фонемах; научить дифференцировать на слух твёрдые и мягкие…


Конспект группового логопедического “Твердые и мягкие согласные фонемы и их дифференциация”

Конспект группового логопедического “Твердые и мягкие согласные фонемы и их дифференциация”

Цели:

  • рассказать о твёрдых и мягких согласных фонемах;
  • научить дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные фонемы;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру и стремление к овладению правильной речью.

Задачи:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие воображения, мышления и зрительной памяти;
  • развитие координации тонких движений кисти и пальцев рук, пространственной ориентации.

Оборудование:

  • Два массажных мячика, зелёный мягкий и синий жёсткий.
  • Камешки “Марблс” (синие и зелёные)
  • Несколько листов с нанесенными таблицами-словами.

Организационный момент. Учитель. Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Основная часть. Учитель. В этом нам помогут два ёжика. Познакомьтесь с одним из них. (Дети передают друг другу массажный мячик и сжимают его в руках.) У голубогого ёжика, какие иголочки?

Дети. Твердые.

Учитель. А сам голубой ёжик какой?

Дети. Твердый.

Учитель. Есть такие же твердые согласные звуки, которые мы называем?

Дети. Есть.

Учитель. Назовите несколько таких звуков.

Дети называют.

Учитель. Посмотрите наш ёжик принёс вам синие камешки, похожие на льдинки. (Детям раздаются камешки). Послушайте, что я скажу: твердый звук, твердый ёжик- мячик, твёрдый камешек льдинка. Давайте сравним эти фразы. Вы услышали в них одинаковое слово?

Дети. Услышали.

Учитель. Какое?

Дети. Твердый.

Учитель. Можно ли сказать так: Звук твердый как лёд? звук твердый, как камешек?

Дети. Да.

Учитель. Значит, теперь, когда я буду просить вас назвать твердый согласный звук, вы можете вспомнить о твердом голубом ёжике-мячике, о камешке, о льдинке и это вам поможет избежать ошибки. Пожалуйста, возьмите в руку голубой, и твёрдый как лёд мячик – ёжик и назовите любой твердый согласный звук. Дети по очереди выполняют задание. Теперь синий камешек положите, перед собой.

Учитель. Посмотрите, кто это прячется в зелёной травке? Да это же второй ёжик, зелёный, пришёл с вами познакомиться. Возьмите в руки зелёный мячик — ёжик. Нажмите на него. Какой он.

Дети. Мягкий.

Учитель. Есть такие согласные звуки, которые мы называем мягкими?

Дети. Есть.

Учитель. Кто может назвать такие звуки? Дети называют.

Учитель. Наш зелёный ёжик принёс вам зелёные как травка камешки. Прислушайтесь, что я скажу: мягкий звук, мягкий мячик, мягкая травка. Давайте сравним эти фразы. Есть в них похожие слова?

Дети. Есть.

Учитель. Назовите их?

Дети. Мягкий — мягкая.

Учитель. Можно ли сказать так: звук мягкий, как зелёная травка?

Дети. Можно.

Учитель. Теперь, когда я буду просить вас назвать мягкий согласный звук, вы можете вспомнить о мягком мячике-ёжике и зелёной травке, и это вам поможет избежать ошибки. Пожалуйста, возьмите в руку мягкий мячик — ёжик и назовите какой-нибудь мягкий согласный звук. Дети по очереди выполняют задание.

Физкультминутка Наши ёжики трудились и ужасно уморились, чтобы стало веселей нужно отдохнуть скорей!

Мы — веселые ежатки,
Мы играем шумно в прятки .
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к звонку.
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Рожицы состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

Учитель. Продолжим, положите, пожалуйста, мягкий зелёный мячик слева от твердого синего мячика. Положите перед собой листочки с таблицами, в которых написаны слова, а внизу пустые клеточки.
Дети выполняют задание.

Учитель. Сделаем цветные дорожки с помощью наших камешков. Достаньте из коробочки синие камешки льдинки и положите их справа от твердого голубого мячика-ёжика. Дети выполняют задание.

Учитель. Достаньте из коробочки зеленые как травка камешки и положите их слева от мягкого зелёного мячика, они будут обозначать мягкие согласные звуки. Дети выполняют задание.

Учитель. А сейчас посмотрите внимательно на свои листочки со словами. В наших словах есть согласные звуки: то твердые, как камешек, то мягкие, как травка. А вы будете укладывать синие или зеленые камешки на клеточки. Начинать укладку дорожек надо с лева направо, с квадратика под первой буквой слова. Если вы увидите твердый согласный звук, какого цвета камешек вы положите?

Дети. Синий.

Учитель. Почему?

Дети. Потому что синие камешки лежат около твердого мячика, и обозначают, твердый согласный звук.

Учитель. Если вам встретится мягкий согласный звук, какого цвета камешек вы положите?

Дети. Зеленый.

Учитель. Почему?

Дети. Зеленые камешки лежат около мягкого зелёного мячика и обозначают мягкий согласный звук. Дети выполняют задание. Аналогичную работу проделывают со всеми словами напечатанными на листочках.

Итог занятия: Учитель. Ребята, давайте сыграем в игру с нашими ёжиками-мячиками. Садитесь вокруг стола. К кому прикатится голубой ёжик — называет слово с твёрдыми гласными, к кому зелёный — называет слово с мягким гласным звуком. Вы сегодня хорошо занимались, и я хочу вам вручить улыбающиеся смайлики. Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии.

Список литературы.

1. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с
нарушениями чтения и письма / И. Н. Садовникова. — Москва: Изд-во
Аркти, 2005. — 263 с.

2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. — М.: ВАКО, 2007. — 208 с. Бурцева Е.А., учитель-логопед МБОУ “СОШ № 3” г. Губкин Белгородская область.