Игры для развития фонематического восприятия, слухоречевой памяти. Ниже представленные игры помогут развитию фонематических процессов (восприятия, анализа, синтеза), а также развитию слухоречевой памяти и других сторон языка ребенка.
Существует очень много игр для развития фонематических процессов, но все они подчиняются похожему сценарию. Зная основные игры Вы можете подключать свое воображение, знание индивидуальных особенностей детей, а затем творить все новые игры.
Почти все эти игры Вы можете применять на разных этапах развития фонематического восприятия. То есть одну и ту же игру можно проводить и на уровне отдельного звука и на уровне предложения.
“Пишущая машинка”
Цели игры: развитие активного внимания и фонематического анализа.
Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.
“Будь внимателен!”
Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать фонематический слух.
Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация [3]-[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте, и т.д.
“Посчитай буквы и составь предложение”. Играют от 3 до 6 участников.
Цели игры: развитие навыков фонематического анализа, памяти, распределения внимания, умения работать с деформированным текстом.
Дети становятся в линеечку, рассчитываются по порядку, громко повторяя свой порядковый номер. Логопед называет какой-либо звук; слово, в котором есть этот звук.
Дети должны определить место звука в этом слове, а из ряда выходит на один шаг вперед играющий, порядковый номер которого совпадает с порядковым номером звука в слове. Он должен заломить свое слово.
Оставшиеся в ряду дети еще раз рассчитываются по порядку, и се повторяется заново до тех пор, пока не останется один играющий.
Все дети громко повторяют свои слова, а последний должен составить из этих слов предложение и соответственно расставить играющих.
“Слушай хлопки и подбирай слоги”. Играют 2 человека или 2 небольшие команды.
Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха.
На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.
Инструкция: “Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на 3, например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п.
Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на 3, например A3, УЗ, ИЗ и т.п.
Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на Ж, например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п.
А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на Ж, например АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.”
Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.
“Повтори за мной”
Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти.
Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.
Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
“Слушай и повторяй!”
Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность.
Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-.
Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА.
Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий — оценить правильность. Судьей выступает логопед.
При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие.
“Услышишь — стой!”
Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.
Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.
Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.
Ниже приводим коллекцию развивающих игр, которые оказались наиболее эффективными в совместной работе логопеда и педагога-психолога.
“Что слышно?”
Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться. 1-й вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.
“Канон”
Цель игры: развитие волевого внимания.
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первую команду, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на вторую — второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередную команду начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под команду по очереди опускают руки вниз.