Цель: учить детей подбирать слова-признаки к заданному слову; слушать рассказ с установкой на пересказ; отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать умение выполнять звуковой анализ слова; делить слова на слоги; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа: заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
Ход занятия.
1. Логопед: Ребята, отгадайте загадку.
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто,
В магазине занял место.
Дети: Хлеб!
2. Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. Ребята, а какой бывает хлеб? Давайте подберём слова-признаки к слову
«Хлеб» — … вкусный
душистый
горячий
ароматный
свежий
пышный.
3. Логопед: А теперь выполним звуковой анализ слова ХЛЕБ. (Дети самостоятельно выкладывают слово из букв разрезной азбуки).
Логопед: Сколько в этом слове букв? (Четыре). Сколько в нем звуков? (Пять). Почему? (Потому, что звук [Е] обозначает два звука [Й], [Э]). Сколько в нем согласных звуков? (Три- [Х], [Л], [Б]). Сколько твердых согласных? (Два- [Х], [Б]). Сколько мягких? (Один- [Л’]). Назовите гласные звуки в этом слове? ([Е] – двойной гласный звук).
4. Логопед: Ребята, хлеб является главным продуктом питания человека. Вспомните, какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Хлеб – всему голова.
Хлеб в пути не тягость.
Будет хлеб — будет и обед.
Много снегу – много хлеба.
Не трудиться — хлеба не добиться.
Хлеб – наше богатство.
Хлеб да вода — здоровая еда.
Хлеб везде хорош — и у нас и за морем.
Без хлеба нет обеда.
Хлеб — кормилец.
Физкультминутка. «Каравай».
Дети ходят по кругу, взявшись за руки. В соответствии с текстом выполняют движения. В центре круга стоит ребенок, имя которого произносится в первой строчке стихотворения.
Как на Танины именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
5. Логопед: А сейчас поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Я буду называть хлебные изделия, а вы должны столько раз хлопнуть в ладоши, сколько слогов в названном слове.
Хлеб — … (один слог).
Ба-тон — … (два слога).
Бу-хан-ка — … (три слога).
Бул-ка — … (два слога).
Ба-ран-ка — … три слога).
Ка-ра-вай — … (три слога).
Ку-лич — … (два слога).
Логопед: А теперь послушайте рассказ о хлебе. Чтение рассказа М. Глинской «Хлеб». Вопросы по содержанию:
Почему Гриша бросил хлеб на землю?
Что сказал мальчику дядя Матвей?
Что сделал Гриша после слов дяди Матвея?
6. Пересказ рассказа. Наумова И.А. учитель-логопед, РСО-Алания, г.Владикавказ МБДОУ Детский сад №77