20.04.2016      786      0
 

Фронтальное занятие Звук Л-Ль

Цель: Знакомство со звуками Л-Ль, четкое произнесение и характеристика звуков, знакомство с буквой Л. Определение места…


Фронтальное занятие Звук Л-ЛьЦель:

  1. Знакомство со звуками Л-Ль, четкое произнесение и характеристика звуков, знакомство с буквой Л.
  2. Определение места звуков Л-Ль в словах-примерах.
  3. Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов, работа со схемами.
  4. Закрепить представления детей о зиме, зимующих птицах, зимовке диких животных.
  5. Закрепить навык составления обобщающего описательного рассказа о зиме с опорой на схему.
  6. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
  7. Упражнять в выделении «лишнего» слова по смыслу из цепочки слов, учить обосновывать свой ответ.
  8. Упражнять в координации речи с движениями.

Оборудование: наборное панно, «Дети заботятся о природе», «Медвежья берлога», иллюстрации диких животных, дидактическое пособие «Чей хвост? Чья голова?», индивидуальные логопедические наборы для детей, зеркала, звуковые схемы слова.

План занятия

1. Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. (Дети здороваются и садятся на свои места)

2. Дети, скажите, какое сейчас время года? (зима) Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) Какой месяц год кончает, а зиму начинает? (декабрь), а какой месяц сейчас идет? (февраль). Зимой холодно, давайте погреем ручки, чтобы не замерзли (дети дышат на руки и трут ладоши). А теперь разомнем язычок.

3. Артикуляционная гимнастика: «Окошечко» – «Заборчик» — чередование с задерживанием артикуляционной позы, «Почистим зубки», «Качели», «Орешки», «Часики», «Блинчики».

4. – Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а с каким вы догадаетесь, если отгадаете загадки.

На ветке не птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?…..(белка)

Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув высоко. (Лось)

Белый камешек растаял,
На доске свой след оставил. (мел)

— Повторим все отгадки – беЛка, Лось, меЛ – какой звук есть в каждом слове?

— Звук Л – согласный, твердый. Какая есть преграда у языка (Язык упирается в верхние зубы). Когда произносим звук Л, губы в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к верхним зубам. Какой фигурой мы будем обозначать звук Л? (синим квадратом)

— Как будет звучать мягко этот звук? (Ль)

— Звук Ль – согласный, мягкий. Когда произносим звук Ль, губы в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами, альвеолам. Какой фигурой мы будем обозначать звук Ль? (зеленым квадратом)

— Посмотрите на панно, здесь примеры слов, в которых «спрятались» звуки Л-Ль, я буду показывать вам на картинку, а вы определите место звука в слове.

Вызываются несколько детей, которые называют предмет и выделяют звук в начале, конце и середине слова.

— На письме звук Л обозначается буквой (дети «рисуют» букву в воздухе и на столе, выкладывают ее спичками)

— А теперь соединим звук Л с гласными звуками: АЛ, ОЛ, УЛ, ЛА, ЛО, ЛУ.

— Отгадайте, кто зимой холодной бродит злой, голодный (волк)

— Выложим слово ВОЛК с помощью схем (выполняется звуко-слоговой анализ слова)

Физкультминутка

(логоритмическое упражнение на координацию речи с движением)

«Метели»

Летели метели, летели метели     Махи руками над головой

Стелили в долинах из снега постели,         Наклон вниз

Кружили метели и выли метели,            Повороты в стороны

Над лесом, над полем гудели и пели.         Наклоны в стороны

5. В начале занятия мы определили, что сейчас зима и назвали зимние месяцы, а по каким признакам мы определяем, что на улице зима? Давайте составим рассказ о зиме (дети отвечают с опорой на схему). Медведь пока еще спит в берлоге, а вокруг в сугробе спрятались другие дикие животные, посмотрите внимательно, чьи это хвосты?

6. Д/и «Чей хвост?» — один хвост «лишний», уберем эту картинку. Глазки у вас зоркие, а сейчас проверим, как слышат ваши ушки.

7. Поиграем в игру «Четвертый лишний» – найдите лишнее слово и обоснуйте свой выбор.

— декабрь, сентябрь. январь, февраль

— синица, ласточка, ворона, снегирь

— шуба, свитер, шарф, валенки

8. А сейчас мы послушаем, как русские поэты писали о зиме. Предлагается двум-трем детям прочитать стихотворения о зиме.

Не трещите, морозы, в заповедном бору,
У сосны, у березы не грызите кору!
Полно вам воронье замораживать,
Человечье жилье выхолаживать.

Береза

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. С.А.Есенин

9. Итак, сегодня мы познакомились с новыми звуками Л-Ль и подробно поговорили об уходящей зиме, она подходит к концу, сегодня по календарю ее последний день, за зимой наступит…..(весна). О ней мы поговорим на следующих занятиях. Вы хорошо отвечали на вопросы, были внимательны, благодарю вас за работу, занятие закончено. Сергеева Е.В. учитель-логопед, МАДОУ детский сад комбинированного вида № 38 г. п. СелятиноВ.