Цели:
- Закрепить знания о гласных и согласных звуках и их акустических особенностях.
- Уметь составлять звуковой анализ слов.
- Закреплять понятие звук, буква, слово, предложение.
- Упражнять в наращивании слоговой структуры слов.
- Упражнять в печатании букв.
- Составлять и анализировать схему предложения.
- Закрепить понятие родственные слова.
- Совершенствовать мелкую моторику.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: карта, записки, ключ. Бутылка, дерево, шкатулка, картинки.
Ход
Воспитатель: ребята, что такое путешествие? Как называют людей, которые путешествуют? На чём люди путешествуют? Как называются эти слова путешествие, путешествовать, путешественник?
Дети: родственные.
Входит пират (логопед).
Логопед:
Много лет назад
Здесь зарыли клад.
Первый ты иди,
этот клад найди!
Привет, ребята! Попала мне в руки карта, по которой надо найти клад! Где искать, куда идти не знаю? Смотрите, что-то написано: «Этот клад находится на острове Потерянных слов. Если сможете выполнить все задания, найдёте клад. Помогите отыскать клад. Будете моей командой?
Дети: Да!
Логопед: не знаю, что это за остров Потерянных слов? Что обозначает слово? Кто-нибудь подскажет?
Дети: слово обозначает предметы, действия, признаки.
Логопед: из чего состоит слово?
Дети: из слогов и звуков.
Логопед: а что такое звуки?
Дети: то, что мы слышим и говорим.
Логопед: а какие бывают звуки? Как они называются?
Дети: гласные и согласные.
Логопед: назовите гласные звуки. Почему они так называются?
Дети: А, О, У, И, Э, Ы. Их можно петь тянуть, ветерочку нет преграды.
Логопед: поиграем в игру «Верни мне гласный». (дети стоят в кругу, логопед бросает каждому мяч, ребёнок называет гласный звук из слова). Назовите согласные звуки, какие они бывают?
Дети: П, Ш, Т, К, Д, Р и т.д. звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
Логопед: тогда отправляемся в путешествие искать остров Потерянных слов. Садимся на корабль и отплываем (дети садятся на пол).
Дыхательная гимнастика: дети ставят руки на колени, наклон вперёд – вдох, выпрямляемся – выдох.
Логопед: вижу остров, высаживаемся с корабля. Посмотрим, что нам надо найти по карте. Это гора самоцветов. Записка: «составьте схему слова «пираты» из самоцветов». Подойдите к рабочим местам. Сколько звуков, сколько гласных и согласных? Назовите звуки по порядку. Назови первый, последний. Теперь составьте слово из букв. А что такое буква?
Дети: то, что мы видим и пишем.
Логопед: получилось выполнить это задание? Самоцветы и буквы складываем в коробочку. Куда мы дальше отправляемся по карте?
Дети: мы должны найти бутылку. В ней письмо.
Логопед: здесь написано: «Превратите маленькие слова в большие: корабль, ракушка, ветер.»
Дети:
Корабль-кораблик-кораблище.
Ракушка-ракушечка-ракушища
Ветер-ветерок-ветрище
Логопед: а вот и слова, которые мы должны взять с собой. Что мы дальше должны найти по карте?
Дети: зелёную поляну.
Логопед: отгадайте загадки и узнаете, какие буквы вам надо дописать.
Не хожу и не летаю,
А попробуй, догони!
Я бываю золотая,
Ну-ка в сказку загляни.
Дети: рыбка.
Логопед:
Пёстрая крякуша
Ловит лягушек.
Дети: утка.
Логопед: допишите буквы в словах. Какие буквы вы дописали? Прочитайте слова. Давайте мы отдохнём.
Физминутка
Много лет назад (поднимаем руки вверх, сжимаем и разжимаем пальцы).
Здесь зарыли клад (расставляем руки в стороны)
Первый ты иди (шагают на месте)
Этот клад найди! (наклон вперёд, руки вниз)
Логопед: по карте мы должны отыскать ключ.
Дети: ключ висит на крючке, и здесь ещё письмо.
Логопед: «На нашем острове был сильный ветер и перепутал все слова. Подберите к картинкам слова и прочитайте». Какое интересное задание. У вас у каждого есть картинка, а слова перепутаны. Вам нужно найти слово к вашей картинке. Справились с заданием? Молодцы, хорошо. Что у нас дальше по карте?
Дети: большой камень.
Логопед: под камнем записка: «Прочитайте слова по первым звукам, составьте правильно предложение и поймёте, где клад».
Дети составили слово по первым звукам.
Логопед: какое слово получилось?
Дети: клад.
Логопед: составьте правильное предложение с этим словом. Клад, лежит, высоким, за, деревом.
Дети: клад лежит за высоким деревом.
Логопед: составьте схему этого предложения. Сколько в этом предложении слов? Назовите первое слово, последнее слово, короткое слово, второе слово.
Дети: вот оно высокое дерево, а вот и клад (достаём шкатулку).
Логопед: что это? Я думал, что здесь золотые монеты.
Дети: это ручки.
Логопед: для чего они нужны? Я дарю вам эти ручки, чтобы вы грамотно писали, когда будете учиться в школе. Скажите, мы все задания выполнили?
Дети: да.
Логопед: какие задания вам понравились больше? Как можно назвать этот остров?
Дети: остров можно назвать звуки, буквы, слова.
Логопед: хорошо! Наше путешествие завершается, садимся на корабль и отплываем (дыхательная гимнастика). До свидания, ребята, спасибо за помощь! Кучерявенко О.Е. учитель-логопед, МКДОУ д/с№16 КВ.