Как отметили специалисты, периоды появления агрессии в поведении малыша совпадают с периодами личностного и возрастного кризиса. Такой кризис в трехлетнем возрасте сопровождается капризами, агрессивным поведением, упрямством, негативизмом, своеволием, строптивостью, бунтом и протестом, а также стремлением к деспотизму и обесцениванию взрослых.
Негативизмом названы проявления в поведении детей, при которых он не желает делать что-либо только по той причине, что это исходит от взрослых. То есть эта реакция наступает не на содержание требуемого действия, а на само то, что это исходит от взрослых.
Упрямство — реакция ребенка, при которой он настаивает на своей позиции не только потому, что ему очень сильно этого хочется, а потому, что ему непременно хочется, чтобы его решение приняли.
Строптивость, в отличие от негативизма, носит безличный характер. Строптивость направлена на то, чтобы противиться нормам воспитания, которых придерживаются родители.
Своеволие проявляется в стремлении ребенка к совершению самостоятельных действий. Но наблюдается такое поведение только в зачатке, в намерении.
Обесценивание взрослых происходит в проявлении неуважения ко взрослым.
Бунт или протест выливается в частые споры с родителями. Ребенок начинает вести себя так, как будто находится со всеми окружающими людьми в состоянии войны, постоянно старается идти на конфликт.
Если малыш является единственным ребенком в семье, он начинает проявлять признаки деспотизма. Причем деспотическая власть распространяется на всех окружающих и может выражаться множеством способов.
Во время кризиса в трехлетнем возрасте происходит раздвоение. Начинают происходить конфликты, ребенок агрессивно относится к матери, к игрушкам, которые ему предложили в момент плохого настроения, он даже может в приступе злости их ломать. Также начинает происходить изменение в аффективно-волевой сфере, что свидетельствует об увеличении уровня активности и самостоятельности ребенка. Самостоятельная деятельность проявляется в том, что взрослые не закрываются от ребенка способом обращения или предметом, с приходом самостоятельности они выступают в качестве носителей образцов отношений и действий.
В этот период времени перед родителями стоит задача усиленно помогать своему малышу становиться самодостаточной личностью. На первый взгляд вам может показаться, что вашему ребенку легко, но это не так, поверьте. Практически все взрослые люди умеют справляться со своими эмоциями, тогда как малыши пока не научились этого делать. От вас требуется посильная помощь в облегчении всего дальнейшего существования в социуме и в обществе. Ни в коем случае не используйте окрики, запреты, угрозы, одергивания, шлепки – это не сделает поведение вашего ребенка в данный момент лучше и приличнее. Ведь таким образом вы будете подавать пример агрессии, так какой реакции вы сможете ожидать от малыша?