Вопрос к родителям: в чем заключается социально личностное развитие ребенка, как оно связано с самостоятельностью ребенка, как эту самостоятельность развивать и с какого возраста начинать это делать? Мы все хорошо знаем, чем грозит отсутствие самостоятельности во взрослой жизни – в семье, на производстве, в карьере. И вряд ли родители хотели бы видеть своего ребенка в будущем в таком качестве — инфантильным и беспомощным.
Так с какого возраста начинать развивать самостоятельность ребенка? Да с самого раннего. Слово «самостоятельность» – производное от «сам».
Знайте, что как только у ребенка появляется желание что-то сделать самому – это начинает заявлять о себе самостоятельность. Он сам хочет достать игрушку, сам пробует зачерпнуть ложкой содержимое тарелки, сам хочет удостовериться, что будет, если разобрать машинку, и далее – бесконечное множество совершённых первых пробных действий.
А совершённых ли на самом деле? Не поторопились ли вы, уважаемые родители, услужливо подать своему ребенку ту самую игрушку, которую он действительно мог достать сам? Не постарались ли сохранить в чистоте его наряд во время кормления, вместо того, чтобы позволить ему попробовать попасть ложкой в рот самому? Не наказывали ли ребенка за поломанную игрушку? Вот вам и социальный аспект самостоятельности.
Развивать самостоятельность ребенка надо не на словах, не упрекая, без назиданий, а прилагая к этому ваши собственные усилия. Причем делать это так, чтобы у ребенка не пропало желание проявлять инициативу и делать что-то самому,
Показать своим примером, делая дело вместе с ним, как надо управляться с ложкой, как надо играть с игрушкой и как при необходимости ее починить, как после игры привести свою комнату в порядок – это ваша святая обязанность. Ребенок копирует ваши действия, считая их правильными, потому что изначально доверяет вам, своим родителям.
И каждый раз поощряйте его за результаты действий – взглядом, добрым словом, одобрительным жестом. Покажите ребенку, что вы им довольны, похвалите его. И за желание что-то сделать, и за результат. Даже если часть работы сделали вы сами, а ребенок принимал в этом участие, он считает, что это он сделал сам.
Здесь есть тонкая грань: делать не вместо ребенка, а вместе с ребенком, не подменяя его услужливо, а доверяя ему. Постепенно ваша помощь будет становиться все меньше, и однажды вы полностью доверитесь его умению. И заметьте: обучая, вы не теоретизировали, а делали вместе с ним.
Ребенок, приученный быть самостоятельным, в своей взрослой жизни не будет бояться принимать ответственные решения и брать ответственность на себя. Он всегда сможет найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.
Не случайно наши предки давно подметили одну очень правильную истину, что есть такие нормы, которые надо привить дитятке своевременно. Знакомо вам: «Учи ребенка, пока он поперек лавки лежит»?