Тема: Птицы нашего края.
Цель: Формирование навыков пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.
Задачи:
1. Закрепление умений составлять описательный рассказ с опорой на предметную схему;
2. Формирование навыков составления, распространения и анализа предложений;
3. Активизация и обогащение словарного запаса;
4. Развитие слуховой, зрительной памяти и внимания, логического мышления, ориентировки в пространстве;
5. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: картина озера Байкал; леса; иллюстрации деревьев, птиц; шапочки с птицами, картина с контурным изображением леса, птиц; схема для составления описательного рассказа.
Ход занятия:
Организационный момент:
— Дети входят, садятся полукругом. Логопед предлагает рассмотреть картину, на которой контурные изображения леса, птиц, мальчика на лыжах.
— Давайте поможем сегодня Мише найти в лесу птиц и назвать их.
Основная часть:
А) Беседа по картине
На доску логопед вывешивает картину, на которой изображено озеро Байкал и тайга.
— В каком краю мы живем?
— Какое озеро находится у нас в Сибири?
Дети рассказывают стихотворения об озере Байкал.
1 ребенок:
Озер так много есть на свете
Байкал же краше всех на свете
Вода чиста, и свеж твой ветер
Там шёпот сосен вековых.
2 ребенок:
Кто бывает у нас на Байкале
Тот вспоминать будет долгие годы
Эти бескрайние синие дали,
Эти бездонные чистые воды.
— А чем еще богата наша Сибирь, что окружает озеро Байкал? ( лес. Тайга)
— Что такое тайга?
— Какие деревья растут в нашем лесу?
Дети рассказывают стихотворения о лесе.
1 ребенок:
Этот хвойный лес густой называется тайгой
Хвойные деревья здесь растут
Лиственные редко встретишь тут.
Логопед: Но лес, тайга-это не только деревья, травы, цветы. Это волшебный мир, в котором живут животные, птицы. Мы все должны любить этот мир и беречь.
Логопед: Послушайте и отгадайте, что вы слышите.
Звучат голоса птиц, кукушки.
— Какие птиц вы узнали? (дети рассматривают иллюстрацию птиц)
— Какие птицы живут в нашем лесу?
Логопед: А сейчас вы друг другу загадаете загадки, которые можно найти в птичьем гнезде.
Дети надевают шапочки-птиц
1 ребенок:
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
2 ребенок:
Эта птица никогда не строит себе гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
3 ребенок:
Белая птица над Байкалом кружится. (чайка)
4 ребенок:
Кто-то носом стук да стук- для деревьев первый друг
Он торопится скорей
Уничтожить всех червей. (дятел)
5 ребенок:
На горе стоит сосна,
Под ней ягодка красна.
По брусничку птица ходит-
Птенцов за собою водит,
Сама ягоду клюет
Пример детям подает.
Говорит” Квот, квот,
Вот она, вот, вот (глухарь)
Пальчиковая гимнастика:
— А теперь давайте покажем, как летают птички (дети выполняют пальчиковую гимнастику “Клювики”)
Птичка крылышками машет, (движения руками “взмахи” изображая крылья)
И летит к себе в гнездо,
Птенчикам своим расскажет, (пальчики сжимают в кулачки, большие пальцы птенчики, движения пальчиками “как птица открывает и закрывает клювик)
Где она взяла зерно. (движения сопровождаются речью)
Работа над предложением.
Логопед: А теперь давайте составим предложение по картинкам (дятел, сосна)
Дети предлагают разные варианты. Логопед выбирает одно предложение.
Логопед: Сколько слов в этом предложении? Какое первое, второе слово и т.д.
Давайте попробуем стать словами и построить “Живое предложение”.
— Логопед с помощью наводящих вопросов просит детей придумать и вставить новые слова в предложений.
“Дети-слова” занимают нужное место, распространяя предложение.
Например: Дятел сидит на высокой сосне. На сосну прилетел дятел и стал по ней стучать.
Логопед: Сколько слов стало в предложении? Как располагаются слова в предложении?
Логопед: Давайте послушаем рассказ и скажем, о каком дереве, и какой птице в нем говорится.
Работа с рассказом “Кедровка”
А) Чтение логопедом рассказа “Кедровка”
В тайге среди деревьев кедр живет, пожалуй, дольше всех. Он видел и знает, что происходило вокруг за целые 500 лет. Вот такой он долгожитель. Кедр тянет вверх свои сильные вечнозеленые ветви. Его не обхватить-такой он большой и толстый, крепкий, могучий. Его кедровые орехи идут на питание и людям, и зверям и птицам. У кедра есть добрый друг, её так и зовут –кедровкой. Это-птица особенная и благородная. Большая труженица. Она имеет защечные мешки и собирает туда орехи. А потом прячет их в землю по всей тайге. И вырастают из них вековые деревья-кедры.Маленькая птичка делает большое дело.
Б) Беседа по вопросам:
— О какой птице говорится в рассказе?
— О каком дереве говорится в рассказе?
— какое дерево дольше всех живет в тайге?
— Как его называют? Какое это дерево, если долго живет?
— Какие у него ветки? Что оно дает людям, животным, птицам?
Логопед: < /b>Давайте встанем и покажем, какой кедр.
Дети тянут руки вверх- высокое.
Показывают руками ветки, кулачки-шишки.
Вдвоем берутся за руки-широкий, мощный ствол.
-О какой птице говорится в рассказе?(показывается иллюстрация кедровки)
— Почему её называют большой труженицей?
— Куда она собирает орехи? Что делает с ними потом?
— Почему кедровку называют добрым другом кедра?
— Какими словами заканчивается рассказ?
Логопед: На лесную полянку прилетела другая птица-сова.
Физминутка:
Прилетела сова на лесную полянку (бегут и садятся на ковер)
Настала ночь- сжалась сова, замерзла.
Утро пришло, солнышко припекло, согрелась сова, расслабилась.
( потягиваются 2 раза)
Глаза широко открыла, от света зажмурилась (жмурятся 2-3 раза)
Смотрит влево, смотрит вправо, влево-вправо-ничего не увидела, нахмурилась, ухнула:”Ух-ух-ух” (Поворачивают голову влево-вправо)
Повернуло туловище влево, повернула вправо, -крыльями замахала (поворачиваются влево, вправо и машут руками)
Вниз посмотрела, вверх опять ухнула и в гнездо полетела. (смотрят вверх, вниз)
Работа с опорной схемой:
Логопед: Теперь мы попробуем составить самостоятельно рассказ с опорой на опорную схему.
Логопед повторно читает вторую часть рассказа. Дети рассказывают о кедровке с опорой на схему и содержание рассказа.
Итог занятия:
— О каких птицах мы говорили на занятий?
Оценка деятельности детей. Дети получают подарки из тайги кедровые шишки. Учитель-логопед Пенюшкина О.В.