Тема: Дифференциация звуков [с — з].
Цели:
- Уточнение артикуляции свистящих звуков.
- Дифференциация [с — з] на слух и в речи при развитии фонематического слуха.
- Развитие внимания при выделении заданного звука из слогов, слов.
- Развитие памяти при запоминании слов на С или 3, при угадывании слов из звуков.
- Развитие общей моторики.
- Развитие подвижности органов артикуляции.
Оборудование: предметные картинки на С и 3, куклы Соня и Зоя, зеркала.
Ход:
1). Артикуляционная гимнастика
-для развития подвижности органов артикуляции (накажем язычок, иголочка, качели, часики, толстячки — худышки);
-артикуляционная гимнастика для свистящих (накажем язычок, блинчик, заборчик и трубочка губ, горка, катушка, трубочка языка).
2). Организационный момент.
— Какое сейчас время года? (зима)
— Назовите признаки зимы (идёт снег, на улице холодно, люди одевают шубы, шапки, валенки, солнце светит редко и не греет и т.д.)
3). Объявление новой темы
-Какой первый звук в словах — отгадках?
Жил-был маленький щенок
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
А взрослая …(собака)
— Первый звук [с]. Артикуляция [с] — губы на улыбке, зубы «заборчиком», язык широкий лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная, течёт по середине языка, горлышко молчит.
Звук [с] — согласный, глухой, твёрдый.
По полю скачет, ушки прячет.
Встанет столбом, ушки торчком. (Зайка).
— Первый звук [з]. Артикуляция [з] — губы на улыбке, зубы «заборчиком», язык широкий лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная, течёт по середине языка, горлышко «дрожит».
Звук [з] — согласный, звонкий, твёрдый.
— Чем различаются звуки [с — з]? («з » — звонкий, «с » — глухой)
-Чем похожи звуки? (оба согласные и твёрдые)
4). Дифференциация [с — з]
2. Игра «Диктофончики» – я говорю, а вы точно всё записываете и потом за мной повторяете
За — за — са, зы -сы -зы, сэ — зэ — зэ, су -зу — су, са — са — за.
2. Игра «Наоборот» – я говорю звонкий звук З, вы – глухой С, или наоборот:
За — са, су — зу, зы — сы, са — за, зо — со, сы — зы, зу — су. Соя — Зоя, сайка -…, сахар — …, суп -…, лиса -…, косы -…
3. Игра «Я начну, а ты закончи» сы или зы: но -…, ва -…, гро -…, ча -…, бере .., бу -… ,та -…
4. Назови лишнее слово — игра «Четвёртый лишний»
— санки, забор, сова, сок;
— коза, роза, ваза, нос;
— самолёт, сумка, звезда, суп.
5. Физ. минутка
6. Подарите подарки Соне и Зое
Каждой — свои предметы: кому со звуком [с], а кому со звуком [з] (по предметны картинкам).
Слон, стол, зайка, розы, сумка, зонт, стакан, звезда, коза, кастрюля.
7. Игра «Угадай слово» (составить слово из звуков) С, у, п; з, у, б, ы; р, о, з, ы; л, и, с, а.
5). Закрепление звуков в речи. Вспомним скороговорку
На скамейку Зоя села
Справа — Сева, Слава — слева.
Чёткое проговаривание скороговорки.
— Как зовут детей в скороговорке?
— Какие ещё имена на [с — з] вы можете вспомнить.
6). Итог.
В заключении поиграем в игру «Доскажи словечко»
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски надел я планки.
Дайте снег. Готовы …(санки)
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …(зарядку)
На шесте — дворец, во дворце — певец,
А зовут его …(скворец)
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу, хвост короче уха
Быстро угадай-ка, кто же это? …(зайка)
— На какие звуки начинаются слова «санки», «зарядка», «скворец», «зайка». Тютрина Г.А.
учитель — логопед, МАДОУ д/с № 362 г. Челябинска