05.11.2015      1464      0
 

Занятие по звукопроизношению «Дифференциация звуков [с — з]»

Тема: Дифференциация звуков [с — з]. Цели: Уточнение артикуляции свистящих звуков. Дифференциация [с — з]…


Тема: Дифференциация звуков [с — з].

Цели:

  1. Уточнение артикуляции свистящих звуков.
  2. Дифференциация [с — з] на слух и в речи при развитии фонематического слуха.
  3. Развитие внимания при выделении заданного звука из слогов, слов.
  4. Развитие памяти при запоминании слов на С или 3, при угадывании слов из звуков.
  5. Развитие общей моторики.
  6. Развитие подвижности органов артикуляции.

Оборудование: предметные картинки на С и 3, куклы Соня и Зоя, зеркала.

Ход:

1). Артикуляционная гимнастика

-для развития подвижности органов артикуляции (накажем язычок, иголочка, качели, часики, толстячки — худышки);

-артикуляционная гимнастика для свистящих (накажем язычок, блинчик, заборчик и трубочка губ, горка, катушка, трубочка языка).

2). Организационный момент.

— Какое сейчас время года? (зима)

— Назовите признаки зимы (идёт снег, на улице холодно, люди одевают шубы, шапки, валенки, солнце светит редко и не греет и т.д.)

3). Объявление новой темы

-Какой первый звук в словах — отгадках?

Жил-был маленький щенок
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
А взрослая …(собака)

— Первый звук [с]. Артикуляция [с] — губы на улыбке, зубы «заборчиком», язык широкий лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная, течёт по середине языка, горлышко молчит.

Звук [с] — согласный, глухой, твёрдый.

По полю скачет, ушки прячет.
Встанет столбом, ушки торчком. (Зайка).

— Первый звук [з]. Артикуляция [з] — губы на улыбке, зубы «заборчиком», язык широкий лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная, течёт по середине языка, горлышко «дрожит».

Звук [з] — согласный, звонкий, твёрдый.

— Чем различаются звуки [с — з]? («з » — звонкий, «с » — глухой)

-Чем похожи звуки? (оба согласные и твёрдые)

4). Дифференциация [с — з]

2. Игра «Диктофончики» – я говорю, а вы точно всё записываете и потом за мной повторяете

За — за — са, зы -сы -зы, сэ — зэ — зэ, су -зу — су, са — са — за.

2. Игра «Наоборот» – я говорю звонкий звук З, вы – глухой С, или наоборот:

За — са, су — зу, зы — сы, са — за, зо — со, сы — зы, зу — су. Соя — Зоя, сайка -…, сахар — …, суп -…, лиса -…, косы -…

3. Игра «Я начну, а ты закончи» сы или зы: но -…, ва -…, гро -…, ча -…, бере .., бу -… ,та -…

4. Назови лишнее слово — игра «Четвёртый лишний»

— санки, забор, сова, сок;

— коза, роза, ваза, нос;

— самолёт, сумка, звезда, суп.

5. Физ. минутка

6. Подарите подарки Соне и Зое

Каждой — свои предметы: кому со звуком [с], а кому со звуком [з] (по предметны картинкам).

Слон, стол, зайка, розы, сумка, зонт, стакан, звезда, коза, кастрюля.

7. Игра «Угадай слово» (составить слово из звуков) С, у, п; з, у, б, ы; р, о, з, ы; л, и, с, а.

5). Закрепление звуков в речи. Вспомним скороговорку

На скамейку Зоя села

Справа — Сева, Слава — слева.

Чёткое проговаривание скороговорки.

— Как зовут детей в скороговорке?

— Какие ещё имена на [с — з] вы можете вспомнить.

6). Итог.

В заключении поиграем в игру «Доскажи словечко»

Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски надел я планки.
Дайте снег. Готовы …(санки)

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …(зарядку)

На шесте — дворец, во дворце — певец,
А зовут его …(скворец)

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу, хвост короче уха
Быстро угадай-ка, кто же это? …(зайка)

— На какие звуки начинаются слова «санки», «зарядка», «скворец», «зайка». Тютрина Г.А.
учитель — логопед, МАДОУ д/с № 362 г. Челябинска