Цель: осуществление коррекции речевых нарушений у детей с ОНР в процессе знакомства с устойчивыми оборотами речи.
Задачи коррекции речи:
- развивать умения работать с информацией через установление причинно-следственных связей;
- развивать слуховое внимание и фонематического восприятие;
- формировать навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторики;
- обогащать словарный запас;
- развивать связную речь.
Задачи психологического сопровождения:
- создавать психологический комфорт;
- развивать произвольное внимание, речь, мышление, воображение;
- развивать навыки ориентировки в пространстве;
- развивать кинестетическую и тактильную чувствительности.
Оборудование: Кукла-кот Грамотейка, круг диаметром 1,5 м из фетра оранжевого цвета, панно, зеркало, сюжетная тематическая картинка по пословице, картинки с эмоциями, говорящая ручка «Знаток», цветные карандаши, бумага, корзина для мусора.
Ход занятия
Приветствие.
Учитель — логопед вместе с котом Грамотейкой приветствует детей:
Здравствуйте, ребята! Я без вас скучал…
На круг скорей вставайте,
Друг друга приглашайте…
Будем снова мы играть,
Рассуждать и познавать!
Педагог — психолог приветствует всех: Ребята, сегодня я предлагаю поприветствовать друг друга весьма необычным способом, для этого нам понадобятся локти (дети касаются локтями друг друга), коленки (дети касаются коленками друг друга) и спины (дети касаются спинами друг друга). Отлично!
Дети приветствуют друг друга и кота Грамотейку.
Упражнение-рассуждение. Учитель — логопед предлагает сесть возле панно, на котором закреплена сюжетная тематическая картинка по пословице, и от имени кота Грамотейки обращается к детям:
Грамотейка: Ребята, посмотрите на картинку… О чем она нам может рассказать?
Рассуждения детей.
Грамотейка: А я вот знаю пословицу «Трус своей тени боится»? Соответствует ли эта картинка пословице?
Ответы детей.
Грамотейка: Да, ребята, трусу везде страшно, всюду видится опасность. От страха обычно широко раскрываются глаза.
Упражнение «Выполняем — отвечаем!» Проводится анализ структуры пословицы. Учитель — логопед дает детям задания:
Скажите, сколько слов в пословице. Какое слово первое? Последнее?
Назовите слово-действие.
Произнесите пословицу без первого слова, без последнего — смысл пословицы тот же?
Повторите пословицу правильно.
Игра с зеркалом «Трус» (Стихотворение В. Кудрявцева «Страх»)
Педагог — психолог: а я знаю вот такое стихотворение, послушайте:
У страха глаза велики,
У страха не зубы — клыки,
У страха, как бочка, живот.
У страха желание есть —
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: «Ах!»
А я ничего не боюсь:
Придумаю страх — и смеюсь!
Педагог — психолог предлагает детям посмотреть в зеркало и изобразить, как трус чего — то боится.
Дети выполняют задание.
А теперь, ребята, смейтесь! Вы видите, ваше отражение в зеркале стало другим! Веселым и озорным!
Игра «Угадай эмоцию»
Грамотейка: Ой, как хорошо вы умеете изображать эмоции, угадайте, что за эмоцию я вам показываю. (Кот показывает карточки с эмоциями, дети отгадывают).
Ритмическое упражнение.
Учитель — логопед: А теперь, ребята, вспомним про мальчика Петю.
Учитель — логопед вместе с детьми четко проговаривает скороговорку, прохлопывая ритм с разным темпом:
Тем – но — ты бо – ит — ся Пе — тя:
Тру – со — ват он, вид — но, де — ти!
Упражнение «Рассказ от скороговорки»
Учитель — логопед: А сейчас пофантазируем с вами немного, ребята: предлагаю Вам придумать рассказ о мальчике Пете, который боялся темноты.
Правила игры: отвечайте, не зевайте, слушайте, запоминайте.
Где и с кем жил мальчик Петя?
Сколько ему было лет, и куда он ходил: в школу или детский сад?
Чем он любил заниматься?
Чего он боялся и почему?
Как он себя вел, когда было темно?
Что говорили Пете мама и папа?
Дети по очереди отвечают на вопросы полными предложениями. Затем логопед включает Говорящую ручку, и дети прослушивают рассказ.
Учитель — логопед предлагает придумать название рассказа.
Упражнение «А я не боюсь!»
Педагог — психолог: А сейчас я предлагаю Вам придумать, какой бывает страх и изобразить его на большом листе.
Дети рисуют общую картину.
Педагог — психолог ставит корзину и предлагает детям разорвать свой «страх» на мелкие кусочки и выбросить в корзину.
Педагог — психолог: Ребята, страхи рассыпались, собрать их невозможно, я их выброшу. Теперь нечего бояться!
Педагог — психолог уносит корзину в другую комнату. — Улыбнитесь! Вы храбрые, смелые!
Кот Грамотейка хвалить детей за смелость и храбрость.
Прощание. Дети обмениваются впечатлениями. Каждому ребенку предоставляется возможность рассказать, что ему больше всего запомнилось. После этого прощаются с котом Грамотейкой. Насекина А.Л., учитель — логопед,Голикова К.Н. педагог — психолог, МАДОУ №32.