05.11.2015      1860      0
 

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Н»

Цель: Познакомить с буквой и звуком «Н». Закрепить правильное произношение звука «Н» в слогах, словах,…


Цель: Познакомить с буквой и звуком «Н». Закрепить правильное произношение звука «Н» в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  1. Уточнить артикуляцию звука Н.
  2. Ознакомить с образом буквы Н.
  3. Формировать понятие «согласный; твёрдый; звонкий звук»
  4. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
  5. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком Н.
  6. Развивать внимание, память, мышление, мелкую и крупную моторику, графические навыки.
  7. Воспитывать усидчивость, умение слушать других.

Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, цветные мелки, счётные палочки, прописи,

Ход занятия

1. Организационный момент: — Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поиграем в такую игру.

Я называю звук, слог или слово. Садится тот, кто правильно определит, что это. (Н; НА; НАТАША; НО; Н; НОЧЬ; НУ; НЫ; НОТЫ; НОС; Н; НОСКИ; НЭ )

2. Знакомство со звуком и буквой « Н» Кто догадался, про какой звук мы сегодня поговорим? «Н»

Посмотрите, как правильно произносится звук «Н» Губы разомкнуты, зубы на небольшом расстоянии, горлышко звенит. Воздушная струя направлена на кончик языка, она встречает во рту преграду. При произнесении твёрдого звука (Н) язык находится за верхними зубами. Попробуйте.

Какой звук «Н» (согласный, твёрдый, звонкий)

Почему вы так думаете? (пишем синим, воздух встречает преграду, горлышко звенит)

У меня про букву ЭН (На букве ЭН я, как на лесенке,)
Вдруг сложилась песенка: (Сижу, и распеваю песенки)
Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н – (рисую вверх)
Получилась лесенка.                            Е. Тарлапан

А теперь возьмите счётные палочки и выложите букву «ЭН». Молодцы. Уберите палочки.

3. Развитие мелкой моторики. А теперь мы с вами возьмём листочки и напишем одну строчку буквы «ЭН» по образцу (большая-маленькая). Не забывайте делать расстояния между парами букв. Каким цветом будем писать букву «ЭН»?

4. Упражнение «Новый звук». Я принесла вам картинки. Нужно услышать, где находится звук «Н», в начале, в середине, в конце слова?

Ребёнок определяет позицию звука в слове и забирает картинку себе.

5. Упражнение «Составь предложение». А теперь, когда у всех вас есть картинки, придумайте по ним предложения. Я начну: Гусёнок очень любит плавать в пруду. Теперь вы. По очереди.

6. Физкультминутка «Повтори не ошибись»

Логопед говорит слоги со звуком «Н» и делает различные движения. Дети должны повторить.

Упражнение на межполушарное взаимодействие: «Блины»; «Вода»

7. Упражнение: «Звук Н». Ребята, а как вы думаете, что получится, если соединить 2 звука «А» и «Н» — АН

О__Н – ОН; У___Н – УН; И____Н –ИН; Ы____Н – ЫН; Э ____Н – ЭН. (Пишу на доске)

То-же с открытыми слогами. НА; НО; НЫ; НЭ; НУ.

8. Взяли свои листочки. Рисуем схему первого слова (ноты). Разбираю на доске.

(Сын; окна). Молодцы. Положили всё на край стола.

9. Итог занятия:

А теперь мои ребятки, отгадайте-ка загадки:

— Всю жизнь ходят, а обогнать друг-друга не могут. (ноги)

С какого звука начинается слово?

— Сопит, фырчит, на лице сидит. (нос)

С какого звука начинается слово?

Почему я загадала такие загадки?  (мы сегодня говорили про звук «Н»)

Умницы. Вы сегодня отлично занимались. Похлопайте себе. Погладьте себя по головкам и скажите: «Мы молодцы!» Занятие окончено. Денисова О.В., Катанова Н.М. учитель-логопед, г. Москва ГБОУ школа №1285