15.09.2016      1853      0
 

Развитие слоговой структуры у детей 3 -4 летнего возраста

Часто на приём приходят родители детей 3 -4 летнего возраста с жалобой: «ребенок вроде разговаривает,…


Часто на приём приходят родители детей 3 -4 летнего возраста с жалобой: «ребенок вроде разговаривает, но мы не понимаем его речь». В таком возрасте логопеды уже обращают внимание, как дети произносят то или иное слово: есть ли в речи перестановки слогов, уподобления, смешения, пропуски звуков (например, «атина» вместо машины; «гегемот» вместо бегемота; «амар» вместо комара; «ук» вместо паука и т.д.).

Согласно схеме нормального развития детской речи по А. Н. Гвоздеву, у детей 3 летнего возраста слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. Поэтому на занятиях с малышами к упражнениям по артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикам, я добавляю упражнение по развитию слоговой структуры, слухового внимания, чувства ритма.

Для развития слухового внимания и гнозиса, чувства ритма я включаю следующие упражнения:

1) Хлопни столько же раз, сколько и я;

2) Хлопни также как я;

3) Узнай музыкальный инструмент (ребёнок поворачивается ко мне спиной и закрывает глаза)

Если у ребёнка в речи присутствует фраза из 2 и более слов, то также включаем в занятие игровую ситуацию по сказке «Репка»: начинаем рассказывать сказку, и расставляем по порядку героев. И после того, как мы вместе поиграли в «сказочников», начинаем отвечать на вопросы:

1) Кто тянул репку первым?

2) Кто стоял между дедкой и внучкой?

3) Кто стоял за бабкой?

4) Кто пришел последним помогать вытянуть репку?

5) Кто помогал деду? И т.д.

Данная игра помогает развивать такие пространственно – временные представления, как начало, середину, конец; понятия предлогов между, за, перед.

В самом конце занятия мы занимаемся с пазлами. Их я делала сама, а порядок предъявления ребенку тех или иных пазлов соответствует схеме «Типы слов» А. К. Марковой.

Каждый пазл разрезан по количеству слогов то или иного слова. Например, по 1 типу слов, я даю ребенку пазл розы. Картинка розы разрезана на 2 части, т. к. в слове «роза» 2 слога. Если у ребёнка возникла трудность при ответе на вопрос, что же он собрал, то мы вместе считаем, сколько частей – «листочков» на столе, и столько же раз хлопаем в ладоши при проговаривании слова. Видя перед собой картинку и её части, ребёнок при отхлопывании во время проговаривания правильно произносит слово, не меняя слоги между собой, не пропуская их, или звук.

На каждом занятии мы уделяем внимание примерно 2- 3 типам слов, в зависимости, сколько времени у нас ушло на планируемые упражнения.

Домашним заданием всегда является артикуляционная и дыхательная гимнастики, пальчиковые игры. Также в тетрадь пишу примеры слов того или иного типа, которые мы прошли с ребенком на занятии. Ведь к успехам можно придти, когда «трудятся ребёнок, логопед, и, конечно же, родители. Чумиканова Ю.А.
логопед, ГБУЗ РК Сыктывкарская детская поликлиника № 3