Скачать конспект: Тема НОД: Звуки [Л]-[ЛЬ]. Буква [Л].
Цели:
- Четкое произнесение звуков [Л], [Ль];
- Дифференциация звуков [Л], [Ль] на слух и в произношении;
- Преобразование слогов, слов;
- Определение позиции звука [Л] в слове (начало, середина, конец);
- Знакомство с буквой Л;
- Анализ и синтез слов ШКОЛА;
- Выкладывание слов из букв по следам анализа;
- Печатание буквы Л в тетрадях; слов по следам анализа;
- Чтение слогов, слов;
- Развитие внимания, памяти.
Ход НОД.
I. Оргмомент:
1. Эмоциональный настрой. Игра-пожелание «Удачи тебе!». Дети поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
— Желаю (соприкасаются большими пальцами)
— успеха (указательными)
— большого (средними)
— во всём (безымянными)
— и везде (мизинцами).
— Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.)
2. Упражнения на развитие логики, внимания памяти. На доске обобщенная модель занятия в виде карты города (Слайд № 1). Логопед напоминает, что путешествие начинается с улицы Умной головы, где детям необходимо разгадать ребусы (слайды № «, 3, 4, 5). Затем логопед просит детей назвать все отгаданные слова и отгадать, какой звук пришел к ним в гости на занятие.
II. Знакомство с темой занятия. Звуки «Л-ЛЬ».
1. Артикуляция и характеристика звуков «Л», «ЛЬ»: На Улице Ловкого язычка дети рассматривают артикуляцию звуков «Л», «ЛЬ», дают характеристику по опорной схеме, находят квартиру для «Л, ЛЬ» в Доме звуков (магнитный домик с окошками для звуков и букв). Сравнение звуков «Л, ЛЬ» (чем похожи, чем отличаются) (слайды № 6, 7)
2. Дифференциация звуков. На улице Хорошо слышащих ушек дети играют в игру «Сигнальщики»: логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети выкладывают соответствующий флажок — синий, если слышат звук «Л», зеленый на звук «ЛЬ». Затем логопед предлагает проверить правильность выполнения задания, сравнив с рядом сигналов на доске (слайд № 8)
Тут же на этой улице детей встречает Гаврилка-говорилка, дети повторяют за ним цепочки слогов, слов близких по звучанию со звуками «Л-ЛЬ»
Например: ЛА-ЛЯ-ЛА, ФЛА-ФЛЯ-ФЛЯ, ЛУК-ЛЮК, ЛАК-ЛЯГ и т.д.
Зажги фонарик (в тетрадях) или выкладывание ряда из пуговиц (контроль на слайде)
3. Игра с мячом «Скажи наоборот» По дорожке с непоседливым мячиком дети играют в игру «Наоборот». Логопед произносит слог или слово со звуком «Л», дети заменяют его на «ЛЬ» и произносят новый слог или новое слово:
ЛА-…ЛЯ ЛО-…ЛЁ ЛУ-…ЛЮ ЛЫ- …ЛИ ЛАК — …ЛЯГ ЛУК-…ЛЮК
МЕЛ — …МЕЛЬ ПЫЛ — …ПЫЛЬ ДАЛ-…ДАЛЬ
4. Выделение звуков «Л, ЛЬ» в произношении по картинкам, дифференциация.
Улица Веселых картинок: дети называют картинки, выставленные на панно «Домик».
Проводится игра «VI лишний» на дифференциацию звуков «Л».
ЛАМПА, ЛЕС, ЛАСТОЧКА, ЛОТО – лишняя картинка ЛЕС (дети объясняют, почему она лишняя)
ЛИПА, ОЛЕНЬ, ПОЛКА, ПОЛЯНА – лишняя картинка ПОЛКА и т.д.
Лишние картинки убираются, а с оставшимися картинками дети выполняют задания на определение позиции звука в слове.
III. Динамическая пауза «Клава ловко лук полола» (слайд № 9). Дети отправляются на улицу Быстрых ножек и выполняют упражнение на координацию речи с движением.
Клава ловко лук полола
Мыла пол и полки Лола,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну а маленькая Света
Ела сладкие конфеты.
Дети проговаривают и выполняют движения, соответствующие тексту. Затем логопед предлагает вспомнить из стихотворения и назвать мальчикам слова со звуком «Л», девочкам со звуком «ЛЬ».
IV. Знакомство с буквой «Л». На улице Важных букв дети рассматривают букву «Л» (слайды № 9, 10, 11).
Чтение стих.:
На стремянку Л похожа
И на крышу дома тоже.
Обведение буквы Л по контуру, рисование на манке, выкладывание из палочек, из веревочек, заселение буквы в соответствующую квартиру Домика звуков.
V. Звуковой анализ, синтез и выкладывание схем слов (слайд № 12). Теперь дети попадают на улицу строгих схем и выполняют звуковой анализ, синтез, выкладывание схемы слова ШКОЛА, затем выкладывают слово из букв магнитной азбуки.
VI. Пальчиковая гимнастика. На улице Ловких пальчиков дети выполняют кинезиологические упражнения.
VII. Слоговой анализ и синтез: составление слов из слогов (слайд № 13). На следующей улице ведется «стройка»: дети находят кубики-лего с наклеенными на них слогами. Дети выбирают себе кубики одного цвета и составляют домики со словами из деталей конструктора.
VIII. Итог. Прохорова С.П. учитель-логопед.