12.12.2013      1477      0
 

Конспект урока по теме «Звук [Р]»

Цель: автоматизация звука [Р] в связной речи. Задачи занятия: Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях,…


Конспект урока по теме "Звук [Р]"Цель: автоматизация звука [Р] в связной речи.

Задачи занятия:

  • Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях, текстах.
  • Развивать фонематическое восприятие в связи с работой над звуком [Р].
  • Совершенствовать умения правильно произносить двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных.
  • Тренировать учеников в умении изменять темп произнесения слогов и слов.
  • Формирование навыков языкового анализа и синтеза (фонемный анализ и синтез).

Оборудование: предметные картинки, индивидуальные схемы для фонемного анализа слов, магнитная схема фонемного анализа слов, сюжетная картинка по содержанию текста, картинки-схемы для составления предложений, зеркала.

Речевой материал:

1. Слоговые ряды для развития фонематического восприятия: ба-ра-за-фа-со-то-ро-зо-ко; ту-шу-ру-ко-ро-мо-то-ра-ша; ма-ща-ва-ра-ка-ро-та-що-ла-ще-ру; шу-ту-чу-пы-чи-ри-ва-ча-ра-мо-ро-чо.

2. Слоговые ряды для автоматизации звука [Р] и работы над темпом: ра-ра-ра; ру-ру-ру; ро-ро-ро; ар-ар-ар; ур-ур-ур; ор-ор-ор; ра-ро-ру; ар-ор-ур; ура-ура-ура; ора-ора-ора.

3. Слоговые ряды для развития структуры слова:
рка-рка-рка рба-рба-рба
рку-рку-рку рбу-рбу-рбу
рко-рко-рко рбо-рбо-рбо
рки-рки-рки рбы-рбы-рбы
рка-рко-рко рба-рбо-рбо
рко-рку-рку рбо-рбу-рбу

4. Слова для автоматизации звука [Р] и работы над слоговой структурой слова: рыба, рыжик, рынок, ручей, кефир, дрова, драма, драка, дротик, право, метры, правда, картон, рукав, товар, фара, парус, карман, метро, гетры, травма, рай, рад, раз, рог, род, труд, мир, пир, друг, дробь, драп, трус, театры, дежурный, ворота, корова, корона, рубашка, подруга, продажа, проводы, правило.

5. Предложения для автоматизации звука [Р]. Мама пошла на рынок, чтобы купить рыбу. Вот Вера и Мара. У Веры шары и у Мары шары. Рома идет на урок. Ира пасет корову. У Тамары карандаш. В ручке старое перо. Повар готовил обед. У Юры новая куртка. У Киры красивая брошка.

План-конспект урока.

1. Организационный момент. Детей просят вспомнить, как кричит ворона, когда она дразнит собаку. Дети отвечают: карр-карр! Как рычит собака при этом на ворону? Дети отвечают: р-р-р!

Логопед предлагает подумать и ответить, какой звук встречается и в карканье вороны, и в рычании собаки. Дети отвечают, что звук Р. Ученики садятся, логопед сообщает тему: «Звук [Р]».

2. Артикуляционная гимнастика.

Чьи зубы чище?

Маляр
Кто дальше загонит мяч
Вкусное варенье
Индюк
Барабанщики

3. Характеристика звука [Р]. Один из учеников дает характеристику звука: согласный, твердый, звонкий. Затем несколько учеников повторяют это.

4. Развитие фонематического восприятия:

Задание 1. Игра «Поймай слог». Логопед произносит слоговые ряды, дети хлопают в ладоши, если слышат слог со звуком [Р]: ра, ло, бу, жу, ды, ро, ду, мы, лу, бы, ру, но, ва, лы, жэ, рэ, дэ, ту,ва, ры.

Задание 2. Игра «Просыпайся». Дети закрывают глаза, опускают головы на руки («спят»). Они должны поднять голову, когда услышат слог со звуком [Р]: ба, до, кот, дом, вал, жан, пор, туб, мор, лак,ар, жар, зор, ар, ру, дор, ор, зан, ды, ба.

5. Автоматизация звука [Р]:

в слогах

Задание 1. (+ развитие умения изменять темп проговаривания) Игра «Кто быстрее». Логопед предлагает детям повторить ряд слогов сначала в медленном, затем в быстром темпе: ра -ро -ру -ры ар -ор -ур — ир ра -ро -ру-ры

Задание 2. (+ развитие слоговой структуры слова) Игра «Самый внимательный». Проговаривание детьми слогов со стечениями согласных: тра -тро -тру -тры атр -отр -утр — итр рта -рто -рту-рты

в словах

Задание 1. Игра «Раз, два, три — повтори». На наборном полотне выставлено много предметных картинок. Логопед указкой показывает только три картинки. Дети следят за указкой, запоминают, а потом называют показанные картинки.

Задание 2. Игра «Отгадай, что я делаю». Ученики отгадывают и называют слова по демонстрации действий: кричит, говорит, требует, ругается, прыгает, роняет, продает.

6. Работа над слоговой структурой слова (+ автоматизация звука [р)в словах). Определить количества слогов в слове.

Река, дорога, выдра, картон, ворона, карандаш, корабль, кормушка, работа, орнамент, сорока, шар, мусор.

“4-й лишний” — рот, радуга, карандаш, ручка.

Морковь, ковер, корова, маркер.

7. Физкультминутка.

На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог?(Пытаются разъединить руки)
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.

Все выходят по порядку — (ходьба на месте)
Раз-два-три-четыре!
Дружно делают зарядку —
Раз-два-три-четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад,
Наклон вперёд.

8. Формирование навыка фонемного анализа.

На магнитной доске картинка » карандаш » и соответствующая схема фонемного анализа слова. Один ученик у доски, остальные за партами, выкладывают фишками схему фонемного состава слова. Затем — схему слогового состава. Вся работа проводится с комментариями ученика, отражающими сведения о порядке следования звуков, их количестве, характеристике каждого, а также выделении ударного / безударного слогов. Далее осуществляется фонемный анализ слов: морковь, катер, ракета.

9. Автоматизация звука [Р] в предложениях.

Игра «Подскажи словечко» (с опорой на предметные картинки). На наборном полотне выставляются картинки «кораблик» » тигр». Детям предлагается добавить слово, чтобы получилось предложение, и проговорить его.

10. Автоматизация звука [Р] в тексте. Логопед рассказывает сказку.

Жил-был в лесу ежик. Он только с виду был колючим, а в душе мягкий и добрый. Он очень любил собирать росу с цветков. Собирал ежик капельки росы, и было у него одно желание: море увидеть. “Неспокойно мне”, — говорил он васильку — “Вот здесь в груди мутит, к морю хочется”. Василек никогда не видел моря и поэтому отвечал: “Зря ты печалишься, ежик. Посмотри, какой я красивый и как замечательно у нас в лесу”. Лес был действительно красивым, но ежик с каждым днем печалился все больше и больше. И однажды ранним утром ежик вышел из своего домика и пошел к морю. Сначала он шел лесом, и тропа петляла, причудливо изгибаясь и поворачивая то в одну сторону, то в другую. Настроение у ежика было радостное и бодрое. Но вот лес кончился, и путь ежику преградила река. “Эй!”,- крикнул ежик. “Кря – кря! Ты чего кричишь?” — спросила, подлетев, утка. “Переправиться надо”, — ответил ежик. “А ты поиграй со мной”, — сказала утка. И ежик согласился. Переправила утка ежика на другой берег, и зашагал он дальше. Долго шел ежик, пришел на большой луг и заслушался. Долго ли шел ежик, коротко ли, но вышел он, наконец, к морю. “Здравствуй, море”, — сказал ежик. “Здравствуй, ежик”, — ответило море. Накатила волна, ударила в берег и зашуршала по камешкам, отступая. Ежик смотрел на море и вдруг спросил: “Я на тебя похож?”, “Очень”, – сказало море. И снова ударило волной о берег. Целый день ежик играл с морем, а вечером, засыпая на песке под скалой, ему казалось, что он тоже – маленькое море на четырех лапках. Он что-то бормотал себе под нос, подымал и опускал иголки.

После этого беседа по содержанию. Заучивание рассказа учениками и пересказ с опорой на сюжетный картинный материал.

11. Подведение итогов урока.

Ученики отвечают на вопросы, касающиеся темы урока и характеристики звука [Р].

Логопед дает дифференцированную оценку работы учеников.

Источники материалов

  • О. И. Крупенчук, Т.А. Воробьева “Исправляем произношение”. Санкт-Петербург, 2010;
  • Тарасова А.В. “Упражнения на каждый день”. М.-2008;
  • Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь “Звуки [Р], [Р`]” . М.-2005;
  • Ушакова О.С. “Занятия по развитию самостоятельной речи”. М.-2010;
  • Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. “Логопедические игры”. М.-2010;
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. “Хлоп-топ” (нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми). М.-2009. Селютина М.Н., учитель-логопед