Нарушение произношения звуков [М] и [МЬ] и других губно-губных звуков встречается в логопедической практике гораздо реже, чем нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат и соноров. Именно этим объясняется интерес к данным дефектам у практикующих учителей-логопедов. Вашему вниманию представлен конспект индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звука [МЬ] в слогах.
Данный конспект предназначен для учителей-логопедов по коррекции звукопроизношения старших дошкольников в современных условиях логопедического кабинета в ДОУ в рамках индивидуальной и подгрупповой работы. Конспект индивидуального логопедического занятия:
Задачи:
- постановка звука [МЬ];
- автоматизация звука [МЬ] в прямых и обратных слогах;
- развитие фонематического слуха (различать звуки [М] и [МЬ] в слогах).
Сюжетно – игровая основа. Волшебная страна звуков. Котёнок Мил в гостях у ребёнка в детском саду.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Игра «У нас в гостях котёнок Мил»
Котёнок Мил звук [МЬ] забыл.
Вдруг заплакал наш котёнок.
Подошёл к нему ребёнок.
Говорит: «Не плачь, родной,
Мы звук [МЬ] найдем с тобой!»
2. Основная часть. Игра «Посещение замка принцессы Согласы в волшебной стране звуков». Логопед от лица котёнка приносит картинку – схему с алгоритмом артикуляции звука [МЬ] (разница в произнесении со звуком [М] заключается в том, что губы при произнесении звука [МЬ] напряжены гораздо сильнее, язык выгнут и его кончик упирается в нижние резцы).
Артикуляция звука [МЬ]
Характеристика звука [МЬ]: согласный, губно-губной, мягкий, звонкий.
Описание правильной артикуляции звука [МЬ]:
- губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;
- воздух выходит через нос;
- кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута;
- голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Постановка звука: по подражанию.
Упражнение «Котёнок Мил»
Логопед предлагает ребёнку помочь котёнку добраться до миски с молоком.
Инструкция для логопеда: «Проведи пальчиком по дорожке и не забудь, что по пути к миске котенок Мил должен произносить: «Мя-мя-мя», ведь она очень голодна!»
Игра «Кулачки – ладошки»
Логопед называет слоги, а ребёнок показывает кулачки – на звук [М] и ладошки – на звук [МЬ].
Игра «Твердо – мягко» (игра с мячом)
Ребёнку нужно повторить за логопедом в слогах мягко
Логопед ребёнок
Ма — …мя;
мы — …ми;
му — …мю;
мо — …ме;
мэ — …ме.
Игра « Умный барабан» Ребёнок выделяет ударный слог ударом палочкой по барабану.
Слоги: ми-ми-ми`, ми-ми`-ми, ми`-ми-ми; мя-ми-ме`, ми-ме`-мю, ме`-мю-мя; мя-мю`-ми, ми-ме`-мя, мю-ме`-ми, ми-мя`-мю, ме-ми`-мя; а`мь –омь-умь, и`мь-емь-юмь, я`мь-имь-юмь, `ымь-амь-омь, `умь-юмь-ымь.
3. Подведение итогов. Копылова А.Ю. Учитель — логопед, МАДОУ № 238
Литература:
- Жидкова Л.И. Коррекция произношения звуков раннего онтогенеза у детей дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ.
- Егорова О. Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет.