22.08.2014     0
 

Логопедическое занятие по теме “Последовательность и особенности работы с одно- и двусложными словами без стечения согласных»

Цели:  1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа. 2. Учить образовывать двусложные слова,…


Логопедическое занятие по теме “Последовательность и особенности работы с одно- и двусложными словами без стечения согласных"

Логопедическое занятие по теме “Последовательность и особенности работы с одно- и двусложными словами без стечения согласных»

Цели: 
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Учить образовывать двусложные слова, выраженных именем существительным множественного числа от односложных слов единственного числа в именительном падеже.
3. Упражнять в слоговом анализе и синтезе.
4. Расширять и активизировать словарный запас.
5. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: цветик-семицветик, карточки с цифрами, фишки-символы, конверты со слогами, схемы слов, плакат с ребусом, буквы, мяч, корзинка с угощением.

Ход занятия

1) Организационный момент.

Дети входят в зал, здороваются с гостями и становятся полукругом около логопеда.

Логопед:

— Дети, посмотрите на этот чудесный цветок. А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал?

Дети:

— Из сказки “Цветик-семицветик”.

Логопед:

— Вы правы, действительно, этот цветок из сказки “Цветик-семицветик” Валентина Катаева.

-Это не простой цветок, а волшебный. А почему он волшебный?

Дети:

— Цветок волшебный, потому что выполняет желания.

Логопед:

— В сказке цветик-семицветик помогал Жене выполнять желания, а сегодня мы будем выполнять задания волшебницы, которые она спрятала в цветке.

— И так, начинаем. (Логопед отрывает первый лепесток.)

— Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.

Логопед читает задание на лепестке:

— Ребята. Проговорите чистоговрки, следите за своей речью.

* Та-та-та — это вата.
* Да-да-да — у Димы еда.
* Чу-чу-чу — дыню хочу.
* Лы-лы-лы — я мою полы.
* Шо-шо-шо — говорю я хорошо.
* Ру-ру-ру — шубу беру.

— Молодцы! А сейчас сядет на свое место тот, кто придумает слово из одного слога. (Дети называют слова и садятся на свои места.)

2) Основная часть.

1. – Дети, посмотрите внимательно на столы. Найдите карточки с цифрами, они помогут нам получать задания от волшебницы. Первый лепесток мы с вами уже сорвали.

Какой теперь лепесток нам надо сорвать? (Дети: “Нам надо сорвать второй лепесток.)

— У кого цифра? Покажите.

Логопед подходит к ребенку, который показал 2 и предлагает отыскать нужный лепесток и оторвать его.

Все хором вместе с учителем-логопедом говорят слова:

— Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.

Игра “Договори словечко”,

Я буду говорить начало слова, а вы должны его закончить слогом – ША, а затем назвать всё слово. Запомните свои слова.

Логопед Ребенок

Ке — … … — ша, Кеша
Лё — … … — ша, Лёша
Да — … … — ша, Даша
МА — … … — ша, Маша
Ми — … … — ша, Миша
Па — … … — ша, Паша

— Молодцы, а теперь вспомните каждый свое слово, посчитайте слоги и покажите нужную карточку-схему. ( Дети показывают схему.)

— Вы отлично справились со вторым заданием волшебницы.

2. – Ребята, а какой следующий по счету лепесток надо найти? (Дети: “Третий.”.)

— У кого карточка с цифрой 3? Покажите.

Ребенок отыскивает лепесток с цифрой 3 и отрывает его. Все хором проговаривают слова:

— Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.

Логопед берет лепесток и читает задание:

— Достаньте из конвертов карточки, на которых написаны слоги. Вы должны поставить их в нужном порядке, чтобы получились слова.

Дети выполняют задания, педагог контролирует.

* си, гу — гуси
* са, ли — лиса
* бы, зу — зубы
* ка, ру — рука
* та, ва — вата
* ша, ка — каша

Дети по очереди читают слова.

— Молодцы. А теперь надо зашифровать свои слова.

Дети шифруют слова фишками-символами.

— Сколько слогов получилось в ваших словах? (Дети: “Два”.)

— Почему в словах по два слога? (Дети: “В слове два слога, потому что две гласных.”)

— Молодцы, отлично справились с этим заданием волшебницы.

3. – Теперь надо взять следующий лепесток. Какой он будет по счету? (Дети: “Четвертый.”)

— У кого карточка с цифрой 4?

Ребенок находит лепесток с цифрой 4 и отрывает его. Все хором говорят слова:

— Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.

Логопед читает задание:

— Поиграем в игру “Один – много”.

для этого вы должны тихонько встать со своих мест, подойти ко мне и встать полукругом.

— Я называю слово из одного слога, оно обозначает один предмет, и бросаю вам мяч. А вы, поймав мяч, должны назвать слово, которое обозначает много предметов. Например: бык – быки. Запомните свои слова, потому что после игры надо будет сказать, сколько слогов получилось в слове у каждого.

Логопед Ребенок

Сад сады
Дом дома
Кот коты
Дуб дубы
Мак маки
Кит киты

— Сколько слогов получилось в ваших словах?

Первый ребенок должен прохлопать.
Второй – попрыгать на левой ноге.
Третий – покачать головой.
Четвертый – прошагать.
Пятый – попрыгать на правой ноге.
Шестой – присесть.

— Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием бабушки-волшебницы. Проходите на свои места.

4. – Какой лепесток нам надо сорвать сейчас? (Дети: “Пятый”.)

— У кого карточка с цифрой 5?

Ребенок находит нужный лепесток.

— Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Логопед читает задание:

— Сейчас мы поиграем в игру “Волшебная цепочка”.

Один из вас называет любое слово из двух слогов. Второй должен назвать свое слово из двух слогов на последний звук первого слова и т.д.

Логопед следит за выполнением задания и звукопроизношением детей.

— Молодцы, ребята! Пятое задание волшебницы выполнили отлично.

5. Какой следующий лепесток нам надо взять? (Дети:“Шестой”.)

— У кого карточка с цифрой 6?

Ребенок берет лепесток с нужной цифрой. Все произносят слова:

— Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Логопед читает задание:

— Нам необходимо разгадать ребус по первым звукам названия картинок и выложить получившееся слово соответствующими буквами.

Дети называют картинку, определяют первый звук, находят нужную букву и ставят ее под ребус. Читают получившееся слово.

Бабочка (картинка)

Арбуз (картинка)

Носок (картинка)

Апельсин (картинка)

Ножницы (картинка)

Б

А

Н

А

Н

— А теперь давайте зашифруем это слово.

Ребенок шифрует слово БАНАН (C,, К,. С., К., С.)

— Сколько слогов в этом слове?

— Почему? (Дети: “В слове БАНАН два слога, потому что две гласных: а. а)

— Молодцы, ребята!

6. – У нас остался последний лепесток. Под каким он номером?(Дети: “ Под номером семь”.)

— У кого такая цифра?

Ребенок открывает последний лепесток. Все говорят слова:

— Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.

3. Итог занятия.
Логопед читает послание на седьмом лепестке:
— Волшебница пишет, что задания для вас у нее закончились, и она хочет узнать, что вам понравилось на занятии?
Дети по очереди высказывают свое мнение.
— Молодцы, ребята, вы все сегодня поработали отлично. Бабушка-волшебница передала для вас угощение.
Дети получают угощение. Горбацкая С.Г., учитель-логопед высшей квалификационной категории.


Мы вКонтакте