22.08.2014      1337      0
 

“Звук и буква “П”. Формирование фонематического восприятия детей с задержкой психического развития

Тема: “ Звук и буква “П”. Цели. Коррекционно-образовательные : 1. Четкое произнесение звука изолированно, в…


“Звук и буква “П”. Формирование фонематического восприятия детей с задержкой психического развития

“Звук и буква “П”. Формирование фонематического восприятия детей с задержкой психического развития

Тема: “ Звук и буква “П”.

Цели.

Коррекционно-образовательные :

1. Четкое произнесение звука изолированно, в слогах, словах.
2. Произнесение слоговых цепочек.
3. Выделение звука в словах.
4. Определение места звука в словах.
5. Составление схему предложения.
6. Знакомство с образом буквы “П”.

Коррекционно-развивающие :

1. Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза.
2. Совершенствовать зрительную и вербальную память.
3. Продолжать развивать фонематическое восприятие.
4. Учить строить простое предложение с предлогом.
5. Развивать мелкую моторику.
6. Работать над пространственной ориентировкой и предупреждением оптической дисграфии.

Коррекционно-воспитательные :

1. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
2. Развивать произвольность поведения и внимания.
3. Прививать интерес к мыслительной деятельности.

Оборудование: оральные образы гласных звуков, зеркала, речевой профиль звука, сигналы гласных и согласных звуков, плоскостное изображение сказочных героев (внучка – Почемучка, царь, Попугай), поезд, схема предложения, предметные картинки, буква, цветные карандаши, ½ листа (А-4) с изображением букв, расположенных по-разному, пластилиновые дощечки, палочки для написания букв.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дидактическая игра “ Угадай звук”. Дефектолог показывает оральные образы гласных звуков – дети их произносят. Закрепляется понятие гласный звук. Уточняется символ – кружок красного цвета.

2. Выставляется картинка Внучки-Почемучки. Дефектолог рассказывает короткую сказку. В одном царстве-государстве жил-был кроль и у него была Внучка-Почемучка. Назвали ее так потому, что она часто задавала вопросы: “Почему солнце светит? Почему ветер дует и т.д.” Однажды она захотела посмотреть мир и убежала из царства. Пришла к нам в гости и принесла вам картинки. Дети отраженно произносят слова со звуком “П”. Уточняют, какой одинаковый звук слышится во всех словах? Произносят звук тихо, громко. Вывешивается артикуляционный профиль звука, рассматривается. Дается характеристика: звук “П” согласный (есть преграда), твердый, глухой (проверяется тактильно). Обозначается кружком синего цвета. Характеристику повторяет каждый ребенок. Фонетическая ритмика.

Уточняется, с какого звука начинается имя Почемучки.

3. Идет Внучка-Почемучка по лесу и повстречала Попугая. Он захотел поиграть с ней в игру дидактическую игру “ Повтори за мной слоги”.

Предлагается детям точно воспроизвести слоги: Па – па – по по – по – па па – по – па и т.д.

4. Идет Внучка-Почемучка дальше по лесу и повстречала зайку. Захотела с ним поиграть. Давайте и мы с ними поиграем.

Физминутка :

Ну-ка , зайка, поскачи, поскачи.
<>Лапкой лапку постучи, постучи.
Ты на травку упади, упади.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!

5. Почемучка снова пришла в наш детский сад. (Дефектолог раздает детям картинки). Предлагается найти те, в названиях которых есть звук “П”. Дети находят из двух картинок нужную, называют ее.

6. Дидактическая игра “ Поезд”. Выставляется картинка с изображением поезда с тремя вагонами. Дефектолог сообщает, что Внучке-Почемучке пора возвращаться в свое царство к дедушке, ведь он очень волнуется за нее. Предлагается подарить ей картинки со звуком “П”. Но картинки надо расставить в нужные вагоны. Если звук стоит в начале слова, то картинку надо ставить в первый вагон, если звук в середине, то во второй, если в конце слова, то в последний вагон. Внучка-Почемучка прощается с детьми и уезжает на поезде.

7. Дефектолог предлагает составить предложение: Почемучка едет в поезде.Детям дается задание выложить схему этого предложения.

8. Закрепляются понятия “ звук – буква” (звук произносим и слышим, а букву пишем и видим). Знакомство с образом буквы: рассматривается буква, уточняется, из каких элементов она состоит, чтение стишка о букве, выкладывание буквы из палочек.

Пальчиковая гимнастика “ Этот пальчик”.

Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,
Это пальчик – это я, вот и вся моя семья!

9. Написание буквы с комментированием на пластилиновых дощечках. Затем предлагается найти букву среди других букв, расположенных на листе бумаги по-разному и обвести ее синим карандашом.

10. Итог. Кто приходил к нам в гости? С каким звуком познакомились? (Повторяется характеристика звука: звук “П” согласный, твердый, глухой). Дается положительная оценка работы детей. Чередниченко В.В., учитель–дефектолог МБДОУ д/сад № 67 г. Белгород.