Цель: учить детей различать на слух звуки [р]-[л] в слогах, словах, фразах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Закрепить характеристики звуков, создать условия для формирования умения дифференцировать звуки «Л» — «Р» изолированно, на уровне слога, слова, предложения, на слух и в произнесении.
Коррекционно-развивающие: создать условия для развития фонематического восприятия, слуховой памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики, интонационной выразительности речи, воображения, логического мышления.
Коррекционно-воспитательные: создать условия для формирования навыков самоконтроля, воспитывать стремление доводить дело до конца.
Оборудование: зеркала, игрушки (киндеры) со звуками (Р-Л), предметные картинки с изображением птиц на звуки «Р-Л» по количеству детей, карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия:
Орг. Момент.
Логопед: Вы любите сюрпризы?
Логопед раздаёт киндеры (яйца) в которых лежат игрушки, сначала открывают свои сюрпризы те, у которых большие яйца, и называют первый звук в названии их игрушки (рыбка, лошадка);
Логопед: вы догадались о каких звуках пойдёт сегодня речь, давайте дадим характеристику этим звукам, что происходит с ротиком, губами и язычком?
Все дети садятся за столы и открывают свои сюрпризы, определяют место звука [Р] ([Л]) в слове, выкладывают на схемах.
Логопед: Добавьте по смыслу слог ЛЫ – РЫ
Шко…(лы) Ков…(ры)
Шку…(ры) Коз…(лы)
Ску…(лы) Забо…(ры)
Логопед: У вас на столах лежат по две картинке, вам нужно составить предложение с этими картинками, в котором были бы слова со звуками
[Р]-[Л].
Рыболов – ведро
Крокодил – зебра
Сорока – крылья
Девочка – зеркало
Рыба – сковородка
Корзина – фрукты
Физ. минутка
Логопед: Давайте немного отдохнём и поиграем. Весной на улице много (луж). Чтобы перепрыгнуть их, нужно выполнить задание. Когда услышите звук Р, хлопните один раз, когда услышите звук Л, хлопните два раза (перепрыгиваем первую лужу).
«Игра с мячом» я произношу слова Л и бросаю вам мяч, вы меняете звук Л-Р и произнося новое слово, возвращаете мяч (лама – рама, лак – рак, бал – бар, Лука – рука, пил – пир, жар – жал) (перепрыгиваем вторую лужу).
«Четвёртый лишний», нужно определить лишнее слово в ряду и объяснить почему:
Лодка лом рука луна
Корова радуга ручка рыба
Лопата луч бал лук
(Перепрыгиваем третью лужу).
Логопед: Весной природа оживает, к нам возвращаются птицы из теплых стран, и к нам сегодня на занятие прилетели разные птицы.
Игра «рассели птиц» детям раздаются картинки с изображением птиц, в названиях которых есть звуки «Р – Л». Логопед расставляет две кормушки и объясняет, что в одной кормушке будут жить птицы, в названиях которых есть звук «Р», а в другой кормушке птицы в названиях которых есть звук «Л».
Логопед: Закончить предложение, добавив слово по смыслу.
— Дедушку зовут (Лука)
У него болит (рука)
— Рисовал художник ламу
И картинку вставил в (раму)
— В блеске солнечных лучей
По земле бежит (ручей)
— Друг позвал меня на пир
Ел я торт и чая я (пил)
Логопед: а теперь расскажите мне, что вам больше всего понравилось на занятие (ответы детей). Ярушкина С.В. учитель — логопед, МАДОУ детский сад №5 Рябинка город Осинники.