Цель: показать возможности расширения рассказа-описания путём введения слов-признаков.
Коррекционно-образовательные задачи:
Л. Активизировать словарь признаков по теме.
Активный словарь: красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, синий, вкусный, сладкий, кислый, горьковатый, кисло-сладкий, сочный, мягкий, твёрдый, гладкий, шероховатый, круглый, овальный.
Пассивный словарь: вяжущий, бархатистая, плод, плодовое, фруктовое, удивительное, ароматный.
Г. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе, падеже.
П. Составление предложений с однородными определениями, используя условно-графическую схему.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать сенсорные способности детей: зрительное восприятие, осязание, вкусовые ощущения. Развивать мышление, память. Совершенствовать умение выражать эмоции с помощью мимики. Развивать мелкую моторику, артикуляционную моторику и глубокий вдох.
Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.
Оборудование: предметные картинки по теме «Фрукты», натуральные фрукты (целые предметы) и нарезанные дольки фруктов на подносе, кусочки цветной бумаги, разрезные картинки фруктов, листочки с изображением «наложенных» фруктов, цветные карандаши, предметные картинки овощей для игры «4 лишний», пиктограммы эмоций, массажные мячи.
План занятия
1. Оргмомент.
2. Игра «4 лишний» (лишние предметы-фрукты)
— Назовите лишние предметы.
— Как это называется одним словом?
Сообщение темы занятия
3. Активизация словаря признаков:
— по форме. Дети называют (выставляется условно-графическая схема).
— по цвету (показывается кусочек цветной бумаги-дети называют фрукт, соответствующий по цвету).
— тактильные ощущения. Сначала каждому даётся потрогать фрукт:
яблоко – гладкое,
апельсин-шероховатый,
киви-бархатистое,
яблоко-твёрдое,
банан-мягкий.
Для закрепления проводится игра « Чудесный мешочек».
— на вкус. Дети пробуют кусочки фруктов разных по вкусу:
лимон-кислый,
банан-сладкий,
грейпфрут-горьковатый,
хурма-вяжущий вкус,
яблоко-кисло-сладкое.
4. Физпауза.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин» (Нищева Н.В.)
Артикуляционная гимнастика «Толстячки», «Худышки».
Дыхательная гимнастика: глубокий вдох-выдох (аромат фруктового сада).
5. «Чудесный сад» — развитие умения выражать эмоции с помощью пиктограмм (удивление, радость).
6. Разрезные картинки-фрукты.
Собрать целый фрукт, и составить рассказ-описание, используя условно-графическую схему.
Составление предложений с однородными определениями.
8. У детей листочки с нарисованными фруктами «наложенным» способом.
— Назовите фрукты.
— Отгадайте загадку.
— Обведите контур лимона карандашом соответствующего цвета и раскрасьте лимон.
9. Итог занятия.
— Садовник вам приготовил подарки за то, что вы так хорошо знаете фрукты. А что приготовил вам садовник, вы должны догадаться: они круглые, бывают жёлтые, красные, зелёные, твёрдые, сочные, сладкие, кислые или кисло-сладкие. Растут в наших садах.
— Садовник угощает вас вкусными яблоками.
Выносится корзина с яблоками. Деева Н. А. учитель-логопед, МБДОУ детский сад Малыш с. Сеченово Нижегородской обл.