22.09.2014      2880      0
 

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей группы КРО для детей с задержкой психического развития “Звуки речи. Гласные и согласные”.

Тема: “Звуки речи. Гласные и согласные. Их дифференциация. Символы (красные и синие). Звуковой анализ и…


Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей группы КРО для детей с задержкой психического развития “Звуки речи. Гласные и согласные”.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей группы КРО для детей с задержкой психического развития “Звуки речи. Гласные и согласные”.

Тема: “Звуки речи. Гласные и согласные. Их дифференциация. Символы (красные и синие). Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов. Место звука в слове”.

Цель: Познакомить детей с понятием “звук”. Звуки речевые и неречевые. Развивать фонематический слух, слуховое внимание.

Учить дифференцировать “гласные” и “согласные” звуки, вспомнить символы гласных и согласных (красные и синие домики (кружочки) в “Звукограде”). Познакомить со звуковым анализом прямых и обратных слогов. Закрепить умение слышать, где находятся звуки в слове: в начале, в середине или конце.

Оборудование: Символы звуков – красные, синие (зеленые) кружочки, “Звукоград”. Слоговые таблицы (прямые и обратные слоги); игрушка – Незнайка. Кассы букв.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дидактическая игра “Придумай слова на заданный звук…” ( А, У) (аист, арбуз, абрикос, ананас… утка, улитка, утюг, ухо…)

2. Беседа логопеда о звуках.

Какие звуки мы слышим в природе? (шум прибоя, шелест листьев в лесу, шум ветра, пенье птиц, жужжание пчел и т.д.)

А вот речевые звуки издаем мы сами, например звук А, О, У, АУ, П, Т и др.

Эти звуки человек произносит сам при помощи языка, губ, горла, голосовых связок и т.д.

Д/и “Узнай звук”

Логопед беззвучно произносит звуки А, У, И, Ы и просит их узнать по артикуляции.

Затем дается характеристика этим звукам: А; У; О; И; Ы; Э – это гласные звуки, а почему? (потому что они произносятся длительно, как бы поются, при произнесении гласных звуков воздух свободно выходит из горла, и ему ничто не мешает, ни губы, ни зубы. Гласные произносятся длинно, свободно и легко, не встречая преград на своем пути.

Давайте мы пропоем эти гласные.

Логопед показывает детям “Азбуку”. В ней нарисован “Звукоград”.

Посмотрите, в этом городе гласные звуки живут отдельно на Красной улице, в красных домиках. Запомните, что все гласные звуки на схемах в словах мы будем обозначать красными кружками. Еще гласные всегда звонкие ( показать колокольчик), потому что они произносятся с голосом (т.е. поются)

А как можно отличить гласные звуки между собой? По положению губ.

Например, если я произношу А-А-А рот широко открыт, губы максимально широко открыты “окошечком”

При произнесении звука О-О-О – губы округляются, как “колечко”.
А если губы вытянуть в “трубочку”, то мы уже произносим У-У-У.
Звук И-И-И губы растянуты в широкой “улыбке”.
А как можно услышать эти звуки в словах?

Д/и “Придумай слово на заданный звук?

Например: А – арбуз, О – озеро, очки, у – утка и т.д.

3. Д/и “Скажи наоборот”

Логопед произносит различные слоги и по очереди бросает мяч, а дети должны произнести слоги наоборот.
(АУ – УА; ОЫ –ЫО; ОУ—УО и др.)

Физкультминутка

Капля – раз, (прыжок на носочках)
Капля – два, (руки на поясе, еще прыжок)
Очень медленно сперва (4 прыжка)
А потом, потом, потом (8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом…
Мы зонты свои раскрыли, (руки развели в стороны)
От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)

4. Д/и “Помоги Незнайке”

На доске картинки: астры, туча, дуб, дом, утка, птицы

Логопед говорит: Из названий на картинках убежали гласные звуки. Давайте поможем

Незнайке найти их. Я буду называть слова без гласных, а вы догадайтесь, что это за слова, найдите нужные буквы в своих кассах и покажите Незнайке.

Слова: …стр…; д…б, …тк…; д …м; пт…ц…; т…ч…

5. Послушайте, какие я называла звуки: П, Т, Ч, Д, Б …

Это звуки гласные или согласные?
Как мы их произносим? (коротко, быстро, как бы выплевывая) Согласные мы не поем.
Произнесите за мной согласные: П, Т, К, Д и др.

Сейчас я дам характеристику согласным звукам.

Согласные звуки живут в “Звукограде” живут в синих или зеленых домиках, потому что эти звуки могут произносится твердо или мягко и бывают твердыми (синими), или мягкими (зелеными), Дети на слух определяют звуки по твердости и мягкости и ставят им синие или зеленые домики (кружочки).

Логопед: Еще я хочу рассказать, почему мы не можем петь согласные звуки, а произносим их коротко, быстро и четко.

При произнесении согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути препятствия – это губы, зубы, язык, поэтому такие звуки, вырываясь из горла, как бы спотыкаются и произносятся быстро и коротко, четко.

6. Д/и “Назови слоги наоборот”

Па – ап; До-од; Ту-ут; Кы – ык и т.д.
Какой звук слышим в конце слова АП, ОД, УТ, ЫК, АШ? Как мы их произносим?

7. Звуковой анализ слогов

АП Какой звук первый? А – это гласный, он красный
Какой звук второй? П — это согласный, он синий.
ПА Какой звук первый? П – это согласный, синий.
Какой звук второй? А – это гласный, красный.
Вот у нас и получилась звуковая схема слогов.

8. Итог занятия

С какими звуками мы познакомились на занятии (гласными и согласными). Назовите примеры гласных, а затем согласных звуков. Учитель-дефектолог Кокорева Н.Н.