Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах.
Задачи:
- коррекционно-образовательные: автоматизация звука Л в слогах, словах;
- коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха и восприятия, зрительно пространственного восприятия, слогового анализа и синтеза, конструктивного праксиса, лексико-грамматического строя.
- коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркала, цветные карандаши; профиль артикуляции; картинки с изображением белки, волка, лося, ели, их силуэты; карточки в форме «снежков» со слогами, слоговые дорожки; цветные фигуры с написанными на них буквами Ш, К,О, Л, А,; кактус, еловая ветка, швейная иголка; массажные мячи.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Поздоровайтесь с гостями! А теперь соседа справа
Улыбнитесь всем вокруг! По имени ты называй.
Руку дайте другу слева Утра доброго желай!
И скорей вставайте в круг!
— Садитесь на свои места.
— На занятие пришел еще один гость, отгадайте загадку и вы узнаете, кто он.
Малыш родился на Луне, Здесь много он друзей нашел,
А оказался на Земле. К нам на занятие пришел.
— Почему Лунтик так тепло оделся?
— Назовите признаки зимы.
2. Сообщение темы.
— Какой первый звук в слове Лунтик?
— Сегодня вы будете закреплять звук Л в слогах и словах.
3. Артикуляционная гимнастика с открытыми и закрытыми глазами.
— Расскажем историю о динозаврике с помощью язычка.
Раз – скорее улыбнись. Шесть – по зубкам постучать.
Два – язык опустим вниз. Семь — лошадка скачет звонко.
Три – язык наверх потянем. Восемь – гриб на ножке тонкой.
На четыре позеваем. Девять – можно поболтать.
Пять – варенье облизать. Десять – нужно отдыхать.
4 Акустико-артикуляционные признаки звука Л. Связь звука с буквой. Развитие буквенного гнозиса, конструктивного праксиса.
— Объясните артикуляцию звука.
— Дайте характеристику звуку Л.
— Какой буквой на письме обозначается звук Л?
— На что похожа буква Л?
— Сделайте букву Л из пальчиков правой руки, левой руки, из указательных пальчиков правой и левой руки.
Упражнение «Куча мала» с наложенными друг на друга буквами.
— Какие буквы вы видите?
Упражнение «Чудесные превращения».
Из элементов дети конструируют и реконструируют буквы. ( Л – М — П — Г)
5 Развитие фонематического слуха и восприятия.
— Хлопнете в ладоши, когда услышите звук Л и топните, если звука Л нет.
Елка, пень, белка, волк, медведь, дятел, лось, заяц, животные, иголка, птица.
6. Автоматизация звука Л в слогах. Развитие чувства ритма.
а) Дети произносят слоги с прохлопыванием ритма и ударного слога.
ЛА-ЛА-ЛА ЛУ-ЛУ-ЛУ
ЛО-ЛО-ЛО ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
б) Чтение слоговых дорожек.
— Прочитайте слоговые дорожки, по которым шел к нам Лунтик.
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ
7. Развитие пространственного восприятия.
— Лунтик приземлился в сказочном лесу. Откройте картинки и вы узнаете его новых друзей.
На доске расположены перевернутые силуэтные изображения в три ряда:
ЛОСЬ ВОЛК
БЕЛКА ЁЛКА
МЕДВЕДЬ ЗАЯЦ
— Откройте верхнюю картинку справа, назовите, кто на ней изображен? и т.д.
— Назовем картинки хором. В каких словах нет звука Л?
Логопед убирает лишние картинки.
8. Упражнение «Четвертый лишний».
— Какая картинка лишняя. Почему? (Ёлка – это дерево)
9. Физминутка.
— Красиво в зимнем сказочном лесу. Лунтик и его друзья стали лепить снежки, мы с вами тоже.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим.
Два – поймаем.
Три – уроним
10. Упражнение в узнавании неправильно написанных букв в слогах. Составление слова ЛУНТИК из слогов.
— Посмотрите на слоги, уберите снежки с неправильно написанными буквами.
— Прочитайте слоги, сложите из них имя гостя.
11. Развитие ориентировки в пространстве.
— Росла в лесу самая красивая елочка и зверята на Новый год нарядили ее шарами, фонариками и бусами. Лунтик захотел полюбоваться елочкой, а чтобы добраться до нее друзья дали карту.
— Направление пути указано стрелками. Как мы пойдем? (Слева на право, снизу вверх и т. д.)
12. Знакомство с многозначностью слова ИГОЛКА.
— Вот и добрались до елочки. Елочка увидела Лунтика и улыбнулась. А он крепко пожал ее еловую ветку, но тут же убрал свою лапку.
— Подумайте и скажите, что случилось с Лунтиком?
— Чем покрыты ветки елочки?
— Посмотрите какие бывают иголки. (Швейная иголка, иголками покрыто тело ежа, иголки у кактуса)
13. Упражнение в изменении существительных по падежам. Упражнение «Доскажи словечко».
— У меня в руках …иголка. — На кактусе колючие…иголки.
— Я держу …иголку. — Тело ежа покрыто …иголками.
— Я шью…иголкой. — На ветке ели много…иголок.
14. Массаж ладоней.
Прокатывание массажного мячика.
15. Развитие восприятия формы. Уточнение понятий гласная-согласная буква. Составление слова ШКОЛА.
— Какая необычная гирлянда висит над нашей елочкой.
— Скажите в какой фигуре какая буква?
— На ваших листочках тоже нарисована гирлянда. Впишите в фигуры нужную букву и прочитайте слово.
— Составьте слово школа над нашей елочкой.
— Раскрасьте свои гирлянды. Фигуру с согласной буквой раскрасьте синим карандашом, с гласной красным.
16 Итог.
— Над каким звуком мы сегодня работали?
— Лунтику понравилось в гостях, вы научились правильно проговаривать его имя. Но пора прощаться, Лунтик машет вам своей лапкой на прощание. До новой встречи, друзья! Алехина О.Г. учитель-логопед, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида № 4 Кемеровской области г. Осинники.