Цель: формирование правильного звукопроизношения сонорного звука [Л] с использованием современных образовательных технологий.Тема: «Помоги Лунтику найти друга». Автоматизация звука [Л].
Задачи занятия:
коррекционно-образовательные:
- Закреплять артикуляционный, оптический образ звука [л] и правильное изолированное произнесение звука.
- Упражнять в правильном произнесении звука [л] в словах, фразах.
- Закреплять правильное употребление грамматических категорий.
- Упражнять в определении места звука в слове.
- Активизировать и уточнять словарный запас.
коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
- Развивать речевой аппарат, мимическую мускулатуру, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений.
- Развивать диалогическую речь при ответах на вопросы логопеда.
- Развивать логическое мышление.
коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать мотивацию к обучению, положительное отношение к занятию.
- Воспитывать самостоятельность.
- Воспитывать умение осуществлять контроль за произношением.
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска, «системный оператор», дидактическая игра «Умный поезд», карточки с картинками: лампочка, луна, стул, стол, дятел, флажок, мыло, яблоко, лодка.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед.
-Сегодня на нашем занятии будем работать на компьютере.
Лунтик на экране. «Здравствуй дорогой друг! Я Лунтик- гость с другой планеты. Прилетел познакомиться с вами и вашей планетой. И много же я интересного увидел! Даже завел здесь себе друзей. Один из моих друзей — Пчелка, она пригласила меня в гости. Но, я плохо ориентируюсь на вашей планете. Так как на нашей планете мы передвигаемся на летающих тарелках, а у вас их нет. Помоги мне, пожалуйста, попасть к моему другу».
— Ты согласен помочь Лунтику? С какой планеты он к нам прилетел?
II. Характеристика звука. Изолированное произношение.
-Скажи, какой 1-й звук в словах Лунтик, Луна? (звук [Л]). Расскажи про этот звук. (Согласный, твердый, звонкий. Это «песенка самолета». Когда мы произносим звук, кончик языка поднимается к «потолочку», губы улыбаются).
— Этот звук будет нам помогать выполнять задания, которые встретим на пути к домику Пчелки. И если мы выполним задание у нас на экране будет появляться улыбающийся Лунтик.
III. Артикуляционная гимнастика.
— Чтобы помочь Лунтику, мы должны хорошо подготовиться.
Сначала разогреем наш речевой аппарат.
«Заборчик»-«Трубочка».
«Качели».
«Накажем непослушный язычок».
«Лопаточка».
Сердимся-тянем ЫЫЫ.
«Сердимся на язычок».
IV. Массаж пальцев рук зубной щеткой.
— А теперь разогреем наши пальчики, массажируем пальчики и проговариваем слоги по 3 раза:
Левая рука: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.
Правая рука: АЛ, ОЛ, УЛ, ЭЛ, ИЛ.
— Посмотри, справились ли мы с заданием – появился Лунтик?
(После каждого задания смотрим – как появляется на экране Лунтик)
V. Автоматизация звука [Л] в словах.
1. Дидактическая игра «Составь словечко» Слайд 5.
— Сейчас мы с тобой вдвоем будем говорить одно слово. Только ты будешь слово начинать, а я заканчивать. Потом ты скажешь, какое слово у нас с тобой получилось.(Ла-па)
(лавка, лапа, ласточка, локоть, ложка, лошадь, лужа, лупа, луна, лыжи, лысый).
2. Дидактическая игра «Побери пару».
— Нужно соединить картинку левого ряда с подходящей картинкой из правого ряда и объяснить, почему они подходят друг другу.
(Стул, кукла, белка. Лось, юла, стол.)
VI. Физкультминутка. «Полетим на самолете» — изображаем самолет, с произношением звука [ллл] (следим за координацией движений)- идем на посадку.
VII. Определение места звука [Л] в словах. Дидактическая игра «Поставь картинки на свое место»
— В нашем самолете есть телевизор, но его изображение испортилось. Восстанови его. Поставь картинку на свое место:
-в верхний ряд – картинки в названиях, которых звук [Л] стоит в начале слова;
-в средний ряд – картинки в названиях, которых звук [Л] стоит в середине слова;
-в нижний ряд – картинки в названиях, которых звук [Л] стоит в конце слова.
(Картинки: лампочка, луна, стул, стол, дятел, флажок, мыло, яблоко, лодка)
VIII. Автоматизация звука [Л] во фразе. Дидактическая игра «Умный поезд».
— Дальше поедем на поезде. Нас повезёт паровоз со звуком [Л]. Но вот новое препятствие: нужно собрать все слова — вагончики, в которых есть звук [л].
-А теперь подберите к слову-вагончику признак, и назовите значение признака этого слова – вагончика. Расскажи про весь поезд? (Ребенок четко и правильно проговаривает результат игры – поезд состоит из вагонов с горьким луком, …)
-Посмотри вот поезд нас привез к дому Пчелки. А где же Лунтик? Да вот и он.
Лунтик на экране. Спасибо тебе, за такую экскурсию по вашей планете. Теперь я буду знать, как можно по ней передвигаться. Отдельная благодарность за встречу с моим любимым другом. Мне очень захотелось сделать тебе этот подарок. Это мой портрет, а рядом ты нарисуй моего друга Пчелку. Спасибо. Ты теперь тоже мой друг.
IХ. Итог занятия.
— Кому помогли найти друга?
— Какой звук сопровождал нас сегодня?
Что сложно было выполнять тебе?
— Что понравилось?
Х. Домашнее задание. — Дома нарисуешь Пчелку рядом с Лунтиком. Расскажешь рассказ своим родным об их дружбе, при этом четко и правильно проговаривая все звуки. Новикова С.Н. учитель-логопед, МАДОУ МО г.Нягань Д/с №2 Сказка