14.12.2013      1593      0
 

Конспект занятия для детей логопедической группы с(ОНР) “Дикие звери наших лесов”

Цель: активизация и расширение словаря по теме “Звери наших лесов”; совершенствование навыка ведения диалога, умение самостоятельно задать…


Конспект занятия для детей логопедической группы с(ОНР) “Дикие звери наших лесов”

Конспект занятия для детей логопедической группы с(ОНР) “Дикие звери наших лесов”

Цель: активизация и расширение словаря по теме “Звери наших лесов”; совершенствование навыка ведения диалога, умение самостоятельно задать вопрос, правильно строить предложения; совершенствовать навыки артикуляторных движений языка; развивать память, внимание.

Оборудование: серия картин “Дикие животные зимой”, панно “Доктор Айболит со зверями”.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игровая артгимнастика “ Прогулка по лесу”

  • “Мишкина берлога ”Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. (раскрывать и закрывать рот).
  • “Хомячок- толстячок”. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который в норку несет запасы (надувать обе щеки одновременно). Хомячок высыпал зерно в норке. (втянуть щеки).
  • “Беличий хвостик”. Мелькает беличий хвостик из дупла. Губы в улыбке, рот открыт. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево (челюсти и губы неподвижны)
  • “Белочка грызет орешки”. Улыбнуться и постучать зубами.
  • Медведь идет через бурелом”. Губы в улыбке, “широкий язык” с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке – это тропинки в лесу.

2. Ребята, сегодня мы будем вести разговор о зверях, которые живут в наших лесах”. Я предлагаю поиграть в игру “Что за зверь?”.

Дети стоят по кругу. У первого ребенка в руке силуэт дикого зверя. Он поднимает силуэт вверх, говорит: “Вот зверь”. Дети: “Что за зверь?”

Ребенок: “Это волк” (передает другому, и игра идет дальше). Дети без повторения перечисляют животных — жителей наших лесов.

3. Пальчиковая гимнастика. Поочередное соединение всех пальцев с большими, начиная с указательного и кончая большим.

Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год. Смена руки
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу.

Дети изображают пальчиками зайца, ежа, лису, волка.

4. Логопед: Ребята, закройте глаза, а я позвоню в серебряный колокольчик. Ой, мы оказались в зимнем лесу. Кругом лежит белый, пушистый снег. Тишина. Но вот хрустнула ветка. Давайте посмотрим, кто это там на поляне (выставляется картина-серия “Лось”, “Зима”). Кто это на заснеженной поляне? Правильно, лоси. Хотите узнать, как им живется в зимнем лесу? Ребенку надевают шапочку лося. Дети задают ему вопросы.

Дети: Холодно ли тебе?

Лось: Нет, у меня вырос теплый подшерсток. И я ведь все время двигаюсь.

Дети: Чем ты питаешься зимой? Как ты передвигаешься по глубокому снегу в зимнем лесу? Не мешают ли тебе твои рога?

Лось: Я питаюсь ветвями елей, кедра, сосны и другими растениями. Свои я рога осенью сбрасываю, у меня весной появятся другие. Мои широкие копыта и длинные ноги помогают мне зимой передвигаться.

5. Логопед: Идем дальше. Вот посыпался с густой ели снег. Кто это там скачет? (выставляется картина-серия “Белка”). Ребенку надевают шапочку белки. Дети задают вопросы.

Дети: Ты кто? От кого ты так бежишь? Куда ты спрячешься? Что ты ешь зимой? Как спасаешься от мороза?

Белка: Я белочка. За мной гонится куница, она мой враг. Я спрячусь от куницы и лисы в свое дупло.

Логопед: Что-то нам стало прохладно. Давайте поиграем, чтобы стало теплее.

6. Динамическая пауза. Координация речи с движением.

“На водопой”
Жарким днем лесной тропой(дети спокойно идут по кругу
Звери шли на водопой. друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, двигаются вперед)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат,(идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.(лицом в круг, “лакают” языком)

7. Игра с мячом “К нам пришел ученый лось, чтоб сказать наоборот” Закончи предложения: Лось крупный, а заяц …( мелкий). Белка проворная, а медведь …(неповоротливый). У лисы хвост длинный, а у медведя …(короткий). Волк –злой, а заяц …(добрый). Лиса, волк — хищные животные, а белка, заяц — … (травоядные).

8. Ребята, я вижу лечебницу доктора Айболита(выставляется панно “Доктор Айболит со зверями”).

Доктор Айболит в своей лечебнице оказал помощь всем животным.
Ежу вылечил лапку. Чью лапку вылечил доктор? … ( Ежиную).
Волку вылечил хвост. Чей хвост вылечил доктор? — ….
Лосю вылечил ногу. Чью ногу вылечил доктор? — …
Медведю вылечил зубы. Чьи зубы вылечил доктор? — .. .
Лисе вылечил голову. Чью голову вылечил доктор? — …
Белке вылечил ухо. Чье ухо вылечил доктор?-..
Зайцу вылечил глаз. Чей глаз вылечил доктор? — …. .

9. Логопед: Продолжим наше путешествие по зимнему лесу (выставляется картина-серия “Лиса”). На голове ребенка шапочка лисы.

Дети: Лиса, ты что тут высматриваешь?
Лиса: Вон, видите, парок идет из снега.
Дети: А кто там?
Лиса: Это мой друг медведь. У него тут под снегом берлога. Он в ней спит.
Дети: А ты что делаешь? Какую пищу находишь? Как согреваешься в морозы?

10. Логопед: А вот и наши любимцы — зайчишки. Давайте подойдем поближе и попросим их рассказать о том, как им живется в зимнем лесу (картина-серия “Зайцы”).

Дети: Зайцы, вы что делаете?
Заяц: Сено едим.
Дети: А кто его вам приготовил?
Заяц: Люди еще летом стожок поставили.
Дети: Холодно ли вам? Для чего вы шубку поменяли? Что еще едите?

11. Логопед: Ребята, давайте послушаем тишину в зимнем лесу. Кто это там на поляне?

Дети: Это волки (картина-серия “Волки”).
Логопед: Да, целая стая волков отдыхает на поляне (аналогично проходит беседа с волками). Нагулялись мы с вами по зимнему лесу. Даже немного устали. Пора домой. Закрывайте глаза. Звонит в колокольчик. Вот мы и вернулись из леса в свой детский сад.

12. Итог занятия. “Кого встретили в зимнем лесу? Кто нам не встретился сегодня?” Тумченок Е.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории, МБДОУ ДСКВ №66 “Забавушка”, г. Нижневартовск.