03.09.2015      2670      0
 

Преодоление объективных трудностей согласования прилагательных с существительными

Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению…


Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь нужно уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного числа, употребление предлогов, формы падежного управления.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, так же грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. Обучение согласованию различных частей речи следует начинать с согласования прилагательных с существительными. При этом необходимо параллельно вести работу по развитию словарного запаса учащихся.

Овладение практикой согласования имен прилагательных с именами существительными начинается с осваивания согласования прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа, затем в косвенных падежах, а также способы использования словосочетаний, построенных на основе согласования, при составлении собственного связного высказывания.

Специфическим отличием при обучении этому материалу является то, что на примере согласования ученики осваивают условия, определяющие правильность построения словосочетания: слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически. Специфика использования согласования в самостоятельной речи детей связана с общими недостатками, затрудняющими освоение грамматического строя детьми с речевой патологией.

В их устной речи наблюдаются многочисленные недочеты:

  • Генерализация окончаний — окончание прилагательного полностью совпадает с окончанием имени существительного, например, “под большОМ дубОМ”.
  • Ошибочная идентификация грамматических признаков имени существительного, приводит к тому, что эти же неправильные категории присваиваются прилагательному. Это свидетельствует не столько о недостатках согласования, сколько о неумении определять грамматические категории имени существительного, например, “под огромнОЙ дубОЙ”.
  • Трудности удержания грамматической связи в дистантных конструкциях. Например, ученик, подбирая определения к слову “солнышко”, по мере удаления от этого слова теряет формальную связь между прилагательным и существительным: “солнышко яркое, блестящее, теплый, весенний и т.п.”.
  • Неполноценность звуко-буквенных обобщений приводит к тому, что окончания прилагательных в сознании ребенка носят неустойчивый размытый характер. В результате в устной речи не всегда можно четко проконтролировать, какое окончание использовал ребенок. Порой наблюдается даже такое явление как “зажевывание” окончаний. Ребенок вроде бы какое-то окончание проговаривает, но оно произносится настолько смазано, что не поддается транскрибированию.

Естественно, что эти недостатки позже проявятся на письме и могут послужить значительным препятствием при записи сочинений и изложений. Особенностью работы над освоением согласования является привлечение письменного материала для анализа. Это позволяет добиться наглядных представлений о явлении согласования.

Если на уроках русского языка согласование является объектом только лингвистического анализа, то на логопедических занятиях оно прежде всего оказывается объектом практического освоения.
Поэтому на уроке русского языка учат подбирать окончание имени прилагательного по вопросу, который ставится от существительного, например:

какОЙ? деревяннЫЙ

какАЯ? деревяннАЯ

какОЕ? деревяннОЕ

какОМУ? деревяннОМУ

какОЙ? деревяннОЙ

какОМУ? деревяннОМУ

Алгоритм следующий: ребенок интуитивно определяет грамматическую форму имени существительного и подбирает к этой форме необходимый вопрос.

Попытка напрямую перенести этот опыт на логопедические занятия, как правило, требует много сил и времени. Чтобы избежать проблем, необходимо разбить обучение на два этапа.
На первом этапе у учащихся формируются умения ставить вопрос от существительного к прилагательному в именительном падеже. На втором этапе осваиваются способы постановки вопросов в косвенных падежах и использование вопросов в качестве вспомогательных средств.

Остановимся подробнее на первом этапе. У учащихся уже должны быть сформированы представления о родовой принадлежности имен существительных на основе звукового анализа. Для этого отбираются системные формы, окончания которых указывают на род. Ученики умеют соотносить эти существительные с личными местоимениями “он”, “оно”, “она”, “они” и притяжательные местоимения “мой”, “моя”, “моё”, “мои”. На основе этого соотнесения проводится обучение согласованию. На доске и голосом в устной речи выделяются окончания, которые и являются ориентиром для образования нужной формы прилагательного:

стол он мОЙ большОЙ (Голосом выделяем согласную, фиксируя нулевое.

ложкА онА мОЯ болъшАЯ окончание).

блюдО онО мОЁ болъшОЕ.

Выделение и соотнесение окончаний является механизмом, который впоследствии обеспечит навыки оформления согласования и в устной и в письменной речи. Далее ученикам предлагается соотнести звучание и написание окончаний имен прилагательных и окончание вопросов к ним. Ученики находят общее и отличное, выявляются варианты окончаний имен прилагательных.

Формируется алгоритм грамматического действия:

Окончание

слова —

названия

предмета

Окончание

слова —

названия

признака

предмета

Вопрос

нулевое

-ОЙ -ЫЙ

Какой?

-А (Я)

-АЯ ~ЯЯ

Какая?

-О(Е)

-ОЕ-ЕЕ

 

Какое?

— Ы (И)

-ЫЕ -ИЕ

Какие?

Постепенно вопросы начинают играть роль вспомогательного средства. По мере того, как ученики осваивают постановку вопроса от главного слова к зависимому в словосочетании, номенклатура вопросов расширяется и обучающиеся осваивают постановку вопросов в косвенных падежах в единственном и множественном числе.

Для того, чтобы дети осваивали многовариативные окончания имен прилагательных, необходимо проводить длительную работу по автоматизации и дифференциации флексий. Только в ходе длительной отработки у учащихся формируются устойчивые звуко-буквенные представления о их составе. Поэтому на протяжении всего времени обучения логопед возвращается к теме согласования, предлагая ученикам выполнить различные виды упражнений:

Подстановочного характера: дописать окончания в прилагательных по образцу /мудрая пословица, зелен… улица/ в словосочетаниях, предложениях

“Подбери предмет к признаку” — Морозный…, морозная…, морозное…

“Подбери признак к предмету” — елка (какая?) — …, Дед Мороз (какой?) — …

Подобрать как можно больше признаков к слову зима: снежная, суровая, холодная…

Вставить в словосочетание (предложение) подходящий признак.

Корректорского типа, на преобразование готовых образцов: “Исправь ошибку” — красивая сапоги, теплый шапка…

На классификацию: Выбрать картинки, к которым можно поставить вопрос – Какое? (какая?, какие?)

Из предложенных слов выписать прилагательные;

Составление словосочетаний и предложений: составить словосочетание с данным словом /снежная, скользкий, морозное/;

Дидактические игры:

“Назови цвет” — моковь (какая?)… оранжевая и т.д.

“Назови форму” — огурец (какой?)…овальный и т.д.

“ Подбери признак” — яблоко (какое?)…

“Отгадай, что это?” — Круглый, полосатый, сахарный?,

“Волшебный мешочек”, “Лото” (1: логопед – предмет, дети – цвет (материал), 2: логопед – цвет, дети – предмет).

Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с их отвлеченной семантикой, т. е. с отсутствием жестко привязанных значений слов к признакам. Позднее появление в речи детей прилагательных, обозначающих признаки, свойства предметов, обусловлено тем, что для выделения из образа предмета какого-либо признака нужен достаточно высокий уровень интеллектуального развития.

Учитывая грамматические особенности прилагательных (зависимость их формы от грамматической категории существительного), удобно отрабатывать согласование данных частей речи в роде и числе через повышенное внимание к окончанию имени прилагательного. Предъявление материала с повышенной наглядностью и выделением составных частей слова значительно упрощает усвоение ребенком категорий рода и числа.

Первый вариант:Отрабатывается согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными мужского, женского и среднего рода. Готовятся карточки, раскрашенные в основные цвета. К ним прилагается набор цветных картинок, обозначающих существительные разного рода. Под картинками крупно (3-4 см) пишутся родовые окончания прилагательных. Логопед называет предмет на картинке и соответствующее ему прилагательное, но не договаривает окончание. Ребенок находит карточку соответствующего цвета. Кладет картинку к карточке и произносит прилагательное полностью.

Картинки соответствующих цветов:

Второй вариант: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

На карточках крупного формата (половина альбомного листа) одним из основных цветов печатаются окончания единственного и множественного числа прилагательных. В нижней части карточки крепятся прозрачные кармашки (можно прошить скрепкосшивателем прямоугольники из папок-уголков).
Ребенку предлагается выбрать картинку определенного цвета, назвать словосочетание (например, “желтая репка”) и положить картинку в кармашек к соответствующему окончанию прилагательного.

Третий вариант. На большой карте с изображением продуктов питания (используются карты из различных лото) под картинками печатаются соответствующие слова. На квадратиках подходящего к картинкам размера крупно пишутся окончания прилагательных “вкусный”, “съедобный” или “душистый”. Логопед спрашивает ученика: “Огурец – какой?” “Мороженое – какое?” Ребенок отвечает: “Вкусный”. “Вкусное”. Потом находит нужное окончание прилагательного и кладет карточку на картинку со словом.

Окончания.

Четвертый вариант. Подбираются картинки копытных животных (корова, кабан, жираф, овца, лошадь, ослик, зебра, бегемот). Оформляются карточки для чтения с названиями этих животных. На отдельной карте печатается слово “копытный” без окончания. Окончания – АЯ, – ЫЙ пишутся на квадратиках (6×6 см). Сначала ребенок подбирает подписи к картинкам, затем ищет нужное окончание к словам “копытный” или “копытная” и кладет к карточке со словом без окончания.

Тему “Животные” можно аналогично отработать с прилагательным “хвостатый”, согласуя его с существительными мужского и женского рода. Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее – в предложениях различной структуры, позднее – в связной речи.

Виды заданий

Подбор слов-определений к существительным. Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.

Подбор существительных к прилагательным. На полосах бумаги написаны прилагательные. Ученики должны подобрать к ним существительные.

Свежая, свежие, свежий, свежее.

Горошек, ягоды, молоко, ландыш, полотенце.

Ученики узнают предмет по признакам и записывают его название.

Весеннее, чистое, голубое … (небо).
Звонкий, быстрый, прозрачный … (ручей).
Интересная, смешная, поучительная … (книжка).
Хищный, голодный, злой … (зверь).
Летнее, желтое, горячее … (солнце).
Зеленый, душистый, свежий … (ландыш).

Согласование прилагательных с существительными. Игра “Про что я задумала”. На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч… Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение таким образом, повторяя затем все предложение, например: “Дует холодный… ветер. По небу плывут… облака”.

Чудесный мешочек

Цель: закрепить названия предметов и их свойства.

Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.

Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.

1 вариант: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.

2 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

3 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и, не называя предмет, перечислять его свойства, дети отгадывают предмет по описанию.

Что бывает в это время года

Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, “Зимний лес”, “Цветущий луг” и так далее).

В карман таблицы ученики вставляют подходящее окончание прилагательного, читают получившееся словосочетание и записывают его в тетрадь.

Сладк.. (печенье), легк.. (задача), мелк.. (озеро), тяжел.. (портфель).

К существительным в правой колонке ученики подбирают прилагательные, образуя их от существительных левой колонки.

Ночь — тишина. (Ночная тишина.)
Весна — ветер.
Лес — озеро.
Пух — одеяло.
Вкус — еда.
Чай — куст.

Слуховой диктант. Ученики записывают словосочетания в единственном числе в первый столбик, во множественном — во второй. Новая школа. Летние дожди. Дальние поля. Летняя ночь. Высокое дерево. Дальнее поле. Высокие деревья. Летний дождь. Новые школы. Летние каникулы.

Работа с деформированными предложениями. Ученики составляют предложения, записывают их в тетрадь и подчеркивают волнистой линией прилагательные, прямой — относящиеся к ним существительные.

Душистый, на, почки, деревьях, набухли. (На деревьях набухли душистые почки.)

По, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел. (Дятел забарабанил клювом по сухому дереву.)

Над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрый. (Над поляной вспорхнула пестрая бабочка.)

Логопед читает стихотворение, ученики перечисляют встречающиеся в нем прилагательные.

Есть сладкое слово — конфета,
Есть быстрое слово — ракета,
Есть кислое слово — лимон,
Есть слово с окошком — вагон,
Есть слово колючее — еж,
Есть слово промокшее — дождь,
Есть слово зеленое — ель,
Есть слово упрямое — цель.

Ученики описывают овощи и фрукты по плану. Цвет, форма, величина, вкус овоща (фрукта), блюда, которые из него можно приготовить.

Игра “Один — много”.  Ученики образуют словосочетания во множественном числе от единственного.
Интересная книга — интересные книги.

Спелая груша — …
Душистый ландыш — …
Полное ведро — …
Чистое стекло — …
Сочный арбуз — …
Дождливый день — …
Грозовая туча — …

Игра с мячом “Наоборот”. Один ученик называет словосочетание и бросает мяч другому. Тот называет словосочетание, противоположное по смыслу.

Холодная вода — горячий песок.
Светлые волосы — …
Добрый человек — …
Трудолюбивая девочка — …
Ранняя весна — …
Высокое дерево — …
Веселая песня — …
Глубокий пруд — …
Солнечный день — …
Хорошая хозяйка — …

Работа с индивидуальными карточками. Ученики находят в тексте прилагательные и подчеркивают их волнистой линией.

Работа над согласованием существительного с прилагательным

Учитель. Подберите нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму.На доске ставятся карточки со словами-признаками.

Слова-признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий.

Солнце — теплое, ласковое, яркое.
Облака — легкие, воздушные.
Цветы — нежные.
Птицы — перелетные.

Список использованной литературы

  • Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи – М.: АРКТИ, 1997
  • Грибова О.Е. Методика развития речи учащихся вторых классов школы v вида (I отделение) на уроках “окружающий мир (развитие речи)” — ж. “ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПЕД” №4, 2009, с. 5-8
  • Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: ВЛАДОС, 1999
  • Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда – М.: ГНОМ и Д, 2008
  • Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
  • Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей.