Ход занятия:
1. Приветствие, орг. момент.
Логопед: — Доброе утро!
Дети: – Доброе утро!
Логопед: – Чем будем заниматься, что делать?
Ответы детей («Учить новые звуки и буквы»)
2. Вводная часть.
Логопед: – А вот что за звук, вы узнаете, когда отгадаете загадку и послушаете стихотворение.
Слушаем до конца! Отвечаем дружно!
Лает, косточки грызёт,
Мяч поймает, принесёт!
Скачет радостно у ног,
Этот радостный …..ЩЕНОК.
Дети: – Звук Щ!
Логопед: – Давайте проверим, правильно вы угадали или нет.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Какой звук вы слышали чаще остальных?
Дети: – Щщщщ…
Логопед: – Правильно
3. Основная часть.
Логопед:– Ребята, звук Щ можно услышать не только в речи, но, и, например, на улице. А вот послушайте. (Включение записи «Дворник метёт»).
Логопед: – Кто-нибудь догадался, на что похож этот звук?
Дети: – Да, это дворник подметает. (Картинка дворника).
Логопед: – Звук услышали, а сейчас мы посмотрим, как же этот звук получается, как он образуется. Возьмите зеркала и произнесите звук Щ.
4. Артикуляционная характеристика звука. (Профиль звука Щ)
Логопед: — Что с губами?
Дети: – Они слегка выдвинуты вперёд и округлены.
Логопед: – Что с языком?
Дети: – Кончик за верхними зубами, поднят к бугоркам. Боковые края прижаты к верхним зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён.
Логопед: – Воздушная струя?
Дети: – Тёплая.
Логопед: – Горлышко?
Дети: – Не работает.
Логопед: – Василиса, повтори ещё раз полную артикуляционную характеристику звука.
В. – Когда мы произносим звук Щ…
Логопед: – Отличные звуки у вас получаются. Давайте продолжим узнавать этот звук.
5. Акустическая характеристика звука.
Логопед: — Какие бывают звуки?
Дети: – Гласные и согласные. (Гласные звуки мы можем петь, во рту нет преграды. А согласные – это когда встречается преграда в виде зубов или губ например.)
Логопед: — Значит, звук щ – какой? – Согласный.
Дети: – Ещё звуки бывают звонкие и глухие. (Когда горлышко не работает – глухие и наоборот.)
Логопед: — Значит, звук Щ какой? – глухой. А ещё он мягкий и только мягкий. Обозначается зелёным цветом.
Логопед: – Вера, повтори.
В. – Звук Щ согласный…
Логопед: – Молодец. Хорошо мы познакомились со звуком. С другими не спутаете? – Нееет.
Логопед: — Чтобы дальше продолжать, вам нужно загадку отгадать.
В речке плавает она, опасна и хитра,
Подплывёт почти без звука, вот такая рыба …ЩУКА.
Щука и правда коварна, но мы постараемся спрятаться от щуки.
6. Физ.минутка. (Запись «рыба плавает без звука – щука, щука, щука)
7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: — Щука нас кусать не станет, а лишь только поиграет. – Нужно «поймать» звук Щ. Руками изображаем щуку, когда услышите звук Щ – ротик щуки открывается и она съедает звук Щ. (Хлопаем)
Будем весело играть, будем звуки различать.
«Щ, Л, Х, Щ, С, Щ, Ж, З, Сь, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ» — Молодцы, не ошиблись.
Логопед: – Щуке пора обратно в речку, но для этого ей нужно выполнить несколько заданий, а она не знает как. Поможете? – Даааа.
Логопед: – Возьмите листочки, называем картинки, которые вы видите.
Дети: – Овощи, щенок, семечки, плащ.
Логопед: — Нужно найти лишнее слово. Какое? – Семечки, потому что там нет звука Щ. – Правильно, зачеркните эту картинку.
8. Слоговой анализ слова, определение места звука в слове.
Логопед: — А теперь нужно разделить на слоги каждое слово. Как мы будем делить? – Прохлопаем (протопаем, прокиваем)
Дети: – О – во – щи. В слове овощи три слога и т.д.
Логопед: – Ещё одно задание – найти место звука в слове.
Дети: – В слове щенок звук щ находится в начале слова. Используем фишку зелёного цвета, т.к. звук Щ мягкий, кладём фишку в первую клеточку – в начало слова. и т.д.
Логопед:— Хорошо вы щуке помогли, давайте на прощание сделаем щуке подарок, а именно – звуковой анализ слова щука.
9. Звуковой анализ слова Щука. Произносим это слово, выделяя каждый звук. – Сколько звуков? – четыре. Какой первый звук в слове? Щ – он согласный, глухой, мягкий, обозначаем зелёным цветом без колокольчика. Второй звук в слове Щука – У. Он гласный, обозначаем красным цветом. Третий звук в слове Щука – К. Он согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синей фишкой без колокольчик. Последний звук в слове Щука – А. Он гласный, обозначаем красным цветом.
Логопед: — Щука благодарит нас и уплывает. Убирайте схемы.
10. Физ. пауза. (Пальчиковая гимнастика).
Логопед: – Ребята, всё это время щенок наблюдал за нами и очень доволен вашими знаниями. Но ему немного грустно одному. Давайте порадуем его и изобразим ещё щенков из рук. Сначала один щенок из правой руки, потом щенок из левой руки. Обе руки одновременно. (Ладошка напряжённая, загибается указательный палец – глаз, вниз опускается мизинец – рот открыт, большой палец согнуть – ухо щенка)
11. Образование слов увеличительной степени.
Логопед: — Щенку так нравится звук Щ и он хочет, чтоб этот звук прозвучал не только в слове Щенок, но и в частях тела.
Дети: — У Щенка на усы, а усиЩи, не хвост, а хвостиЩе, не лапы, а лапиЩи, не нос, а носиЩе.
12. Зрительный образ буквы Щ.
Логопед: – Порадовали вы щенка, а он дарит нам зрительный образ звука Щ. Звук Щ обозначается буквой Щ. Посмотрите как щенок похож на букву Щ – он лежит, мордочку поднял вверх – первая палочка, передние лапы поднял вверх – вторая палочка, задние лапы поднял вверх – третья палочка и оттопырил хвостик – хвостик буквы Щ. На что ещё похожа буква Щ?
Дети: – На щётку, на другие буквы…
Логопед: – Изобразите букву Щ, используя карандаши.
Дети изображают букву – выкладывают из карандашей.
Логопед: – А чем отличаются буквы от звуков?
Дети: – Звуки мы слышим и говорим, а буквы пишем и читаем.
Логопед: – Правильно! Давайте подружим букву Щ с гласными буквами.
ЩА, ЩО, ЩУ, ЩИ, ЩЕ, ЩЁ.
13. Чтение слогов с буквой Щ.
14. Пропись буквы Щ в листочках.
15. Подведение итогов, рефлексия. Пянкивская Н. учитель-логопед, МДОУ Д.С. № 29 г. Копейска