Программное содержание:
- Закрепить понимание и употребление детьми в спонтанной речи простых и сложных предлогов.
- Продолжать упражнять ребят в пространственной ориентировке и понимании местоположения предметов относительно друг друга.
- Учить ориентироваться в собственном теле.
- Обогащать и активизировать словарь за счёт подбора слов к заданному (слова – признаки подбираем к слову – предмету, много слов к обобщающему слову).
- Закрепить понимание графического символа, обозначающего слова – признаки — ( волнистая линия)- отвечающие на вопрос: какой?
- Продолжать учить детей дифференцировать гласные и согласные звуки, читать слитно в заданном направлении (слева – направо и справа – налево).
- Развивать мелкую моторику (штриховка в разных направлениях).
- Развивать у детей такие качества, как внимание, сообразительность, смекалка, находчивость.
- Поддерживать интерес к речевым занятиям.
Оборудование:
Д. – большой мяч, детский стульчик, кегли с номерами от 1 до 6, два игровых клетчатых поля 78 с воротами 13.
Р. – Большие мячи по количеству детей, маленькие мячики – ёжики по количеству детей, раздаточные карточки с 5-ю мячиками, цветные фломастеры
Ход занятия.
Оргмомент. (В группе на линолеуме, на определённом расстоянии друг от друга, из самоклеящейся плёнки приклеены солнечные лучики, на которых стоят дети, что позволяет им не толпиться и даёт возможность каждому свободно двигаться при проведении физкультминуток или игр).
Дети стоят на лучиках. Логопед предлагает всем перед началом занятия произнести девиз:
Будем говорить красиво, чётко и неторопливо.
Ясно, чисто говорим, потому что не спешим.
Логопед предлагает детям отгадать загадку:
Он может быть упругим, кожаным, футбольным,
А может быть резиновым, с шипами, волейбольным.
Он может быть воздушным, надутым, полосатым.
А нравится он взрослым и маленьким ребятам. (мяч)
Логопед показывает красивый мяч: Вот такой красивый мяч и поможет нам провести занятие.
Основная часть занятия. Примечание (маленькая педагогическая уловка)- независимо от того, какой № кегли назовёт ребёнок, учитель-логопед под этим номером предлагает провести ту игру, которую он запланировал.
1. Логопед предлагает ребёнку прокатить мячик и сбить одну кеглю. Смотрим № кегли (—) Под этим номером у нас игра: “Назови, где мяч?”
Логопед кладёт мяч на стул, под стул, около стула и т.п. Дети рассказывают о местоположении мяча, употребляя простые и двойные предлоги.
Например: Мяч лежит около стула.
Мяч выкатился из – под стула. и т.д.
2. Второй ребёнок катит мяч и сбивает кеглю под № (—). Под этим номером у нас игра на различение гласных и согласных звуков.
“Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает до макушки”.
Например: А – П – О – Т – К – У и т.д
3. Третий ребёнок катит мяч и сбивает кеглю под № (—). Под этим номером у нас игра : “Мяч передавай – слово называй”.
Логопед называет обобщающие понятия, а дети, передавая мяч друг другу, называют слова, подходящие к заданному.
Например: Овощи – капуста, картофель и т.д.
4. Четвёртый ребёнок катит мяч и сбивает кеглю под № (—). Под этим номером у нас игра: “Грамотный мячик” (слова – перевёртыши).
Логопед предлагает ребятам пройти за столы. На доске написаны слова – перевёртыши, которые можно читать слева – направо и справа – налево.
Логопед читает стихи:
Хоть слева – направо, хоть справа – налево
Читайте меня одинаково смело.
Тут слово такое: назад и вперёд
Читается прямо и наоборот
Логопед водит под словами мячиком в разных направлениях, а дети читают слова:
КОМОК МАДАМ ТОПОТ
ЗАКАЗ КАЗАК ДОХОД
5. Пятый ребёнок катит мяч и сбивает кеглю под № (—). Под этим номером у нас игра: “Мячик прыгает по мне, по груди и по спине”.
Для этой игры каждый должен заработать свой маленький мячик. А получит его тот, кто придумает слово, подходящее к заданной схеме и ответит на вопрос: Какой мячик? Выставляется схема с изображением волнистой линии и мячика.
Логопед: Придумываем слова – признаки, отвечающие на вопрос: Какой мячик?
Дети: круглый, упругий, резиновый, разноцветный, блестящий, пёстрый, полосатый…
Все дети получают маленькие мячики – ёжики и проводится игра, выполняющая роль физкультминутки.
Логопед:
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними.
И перед грудью его подержи,
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись,
Руку смени и друзьям улыбнись.
Правого плечика мячик коснётся,
И ненадолго за спину вернётся.
К правому локтю, да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне!
6. Шестой ребёнок катит мяч и сбивает кеглю под № (—). Под этим номером у нас трудное задание: “Внимательный диктант”.
Логопед: Мы будем работать с фломастерами, поэтому нам надо размять руку. Возьмите свои маленькие мячики – ёжики и сжимайте их правой рукой, проговаривая слова:
Сжать кулак поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка – умнее.
Кто без ошибок справится с диктантом, тот сможет поиграть со мной в новую игру: “Клетка – бол”.
Логопед раздаёт ребятам карточки с 5-ю нарисованными мячиками разного цвета и даёт задания:
- Заштрихуй первый мяч линиями сверху – вниз.
- Заштрихуй мяч салатового цвета полосками слева – направо.
- Найди мяч, который расположен между салатовым и оранжевым и поставь в середине точку.
- Найди мяч, который расположен справа от розового и слева от салатового и поставь в середине крестик.
- Пятый мячик перечеркни двумя линиями крест накрест.
Логопед проверяет правильность выполнения задания детьми.
Логопед предлагает детям новую игру “Клетка – бол”
Каждому ребёнку раздаётся лист, разлинованный в крупную клетку и футбольный мячик. На верхней стороне листа нарисованы футбольные ворота, а на нижней точка, с которой начнёт своё движения мяч.
Логопед объясняет правила (мяч движется по клеточкам по типу графического диктанта). Если ребята правильно выполняют задания логопеда, то мяч непременно попадает в ворота.
Итог занятия. Логопед оценивает работу детей на занятии. Вопросы к детям: В какие игры мы играли? Какая игра понравилась?. Власенкова В.И., учитель – логопед.