06.05.2015      832      0
 

Конспект непосредственной образовательной деятельности “Мой весёлый звонкий мяч”

Программное содержание: Закрепить понимание и употребление  детьми  в спонтанной речи простых и сложных предлогов. Продолжать…


Программное содержание:

  • Закрепить понимание и употребление  детьми  в спонтанной речи простых и сложных предлогов.
  • Продолжать упражнять ребят в пространственной ориентировке и понимании местоположения предметов относительно друг друга.
  • Учить ориентироваться в собственном теле.
  • Обогащать и активизировать словарь за счёт подбора слов к заданному (слова – признаки подбираем к слову – предмету, много слов к обобщающему слову).
  • Закрепить понимание графического символа, обозначающего слова – признаки — ( волнистая линия)- отвечающие на вопрос: какой?
  • Продолжать учить детей дифференцировать гласные и согласные звуки, читать слитно в заданном направлении (слева – направо и справа – налево).
  • Развивать мелкую моторику (штриховка в разных направлениях).
  • Развивать у детей такие качества, как внимание, сообразительность, смекалка, находчивость.
  • Поддерживать интерес к речевым занятиям.

Оборудование:

Д. – большой мяч, детский стульчик, кегли с номерами от 1 до 6, два игровых клетчатых поля 78 с воротами 13.

Р. – Большие мячи по количеству детей, маленькие мячики – ёжики по количеству детей, раздаточные карточки с 5-ю мячиками, цветные фломастеры

Ход занятия.

Оргмомент. (В группе на линолеуме, на определённом расстоянии друг от друга, из самоклеящейся плёнки приклеены солнечные лучики, на которых стоят дети, что позволяет им не толпиться и даёт возможность каждому свободно двигаться при проведении физкультминуток или игр).

Дети стоят на лучиках. Логопед предлагает всем перед началом занятия произнести девиз:

Будем говорить красиво, чётко и неторопливо.
Ясно, чисто говорим, потому что не спешим.

Логопед предлагает детям отгадать загадку:

Он может быть упругим, кожаным, футбольным,
А может быть резиновым, с шипами, волейбольным.
Он может быть воздушным, надутым, полосатым.
А нравится он взрослым и маленьким ребятам. (мяч)

Логопед показывает красивый мяч: Вот такой красивый мяч и поможет нам провести занятие.

Основная часть занятия. Примечание (маленькая педагогическая уловка)- независимо от того, какой № кегли назовёт ребёнок, учитель-логопед под этим номером предлагает провести ту игру, которую он запланировал.

1. Логопед предлагает ребёнку прокатить мячик и сбить одну кеглю. Смотрим № кегли (—) Под этим номером у нас игра: “Назови, где мяч?”

Логопед кладёт мяч на стул, под стул, около стула и т.п. Дети рассказывают о местоположении мяча, употребляя простые и двойные предлоги.

Например: Мяч лежит около стула.

Мяч выкатился из – под стула. и т.д.

2. Второй ребёнок катит мяч и сбивает кеглю под № (—). Под этим номером у нас игра на различение гласных и согласных звуков.

“Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает до макушки”.

Например: А – П – О – Т – К – У и т.д

3. Третий ребёнок катит мяч и сбивает кеглю под № (—). Под этим номером у нас игра : “Мяч передавай – слово называй”.

Логопед называет обобщающие понятия, а дети, передавая мяч друг другу, называют слова, подходящие к заданному.

Например: Овощи – капуста, картофель и т.д.

4. Четвёртый ребёнок катит мяч и сбивает кеглю под № (—). Под этим номером у нас игра: “Грамотный мячик” (слова – перевёртыши).

Логопед предлагает ребятам пройти за столы. На доске написаны слова – перевёртыши, которые можно читать слева – направо и справа – налево.

Логопед читает стихи:

Хоть слева – направо, хоть справа – налево
Читайте меня одинаково смело.
Тут слово такое: назад и вперёд
Читается прямо и наоборот

Логопед водит под словами мячиком в разных направлениях, а дети читают слова:

КОМОК МАДАМ ТОПОТ

ЗАКАЗ КАЗАК ДОХОД

5. Пятый ребёнок катит мяч и сбивает кеглю под № (—). Под этим номером у нас игра: “Мячик прыгает по мне, по груди и по спине”.

Для этой игры каждый должен заработать свой маленький мячик. А получит его тот, кто придумает слово, подходящее к заданной схеме и ответит на вопрос: Какой мячик? Выставляется схема с изображением волнистой линии и мячика.

Логопед: Придумываем слова – признаки, отвечающие на вопрос: Какой мячик?

Дети: круглый, упругий, резиновый, разноцветный, блестящий, пёстрый, полосатый…

Все дети получают маленькие мячики – ёжики и проводится игра, выполняющая роль физкультминутки.

Логопед:

В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними.
И перед грудью его подержи,
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись,
Руку смени и друзьям улыбнись.
Правого плечика мячик коснётся,
И ненадолго за спину вернётся.
К правому локтю, да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне!

6. Шестой ребёнок катит мяч и сбивает кеглю под № (—). Под этим номером у нас трудное задание: “Внимательный диктант”.

Логопед: Мы будем работать с фломастерами, поэтому нам надо размять руку. Возьмите свои маленькие мячики – ёжики и сжимайте их правой рукой, проговаривая слова:

Сжать кулак поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка – умнее.

Кто без ошибок справится с диктантом, тот сможет поиграть со мной в новую игру: “Клетка – бол”.

Логопед раздаёт ребятам карточки с 5-ю нарисованными мячиками разного цвета и даёт задания:

  • Заштрихуй первый мяч линиями сверху – вниз.
  • Заштрихуй мяч салатового цвета полосками слева – направо.
  • Найди мяч, который расположен между салатовым и оранжевым и поставь в середине точку.
  • Найди мяч, который расположен справа от розового и слева от салатового и поставь в середине крестик.
  • Пятый мячик перечеркни двумя линиями крест накрест.

Логопед проверяет правильность выполнения задания детьми.

Логопед предлагает детям новую игру “Клетка – бол”

Каждому ребёнку раздаётся лист, разлинованный в крупную клетку и футбольный мячик. На верхней стороне листа нарисованы футбольные ворота, а на нижней точка, с которой начнёт своё движения мяч.

Логопед объясняет правила (мяч движется по клеточкам по типу графического диктанта). Если ребята правильно выполняют задания логопеда, то мяч непременно попадает в ворота.

Итог занятия. Логопед оценивает работу детей на занятии. Вопросы к детям: В какие игры мы играли? Какая игра понравилась?. Власенкова В.И., учитель – логопед.