17.02.2018      1272      0
 

Звук и буква С. Подготовительная к школе группа

Тема: «Звук и буква С» Цели: коррекционно-образовательные: закрепление навыка четкого произношения звука «с» в слогах,…


Звук и буква С. Подготовительная к школе группаТема: «Звук и буква С»

Цели:

коррекционно-образовательные:

  • закрепление навыка четкого произношения звука «с» в слогах, словах и фразах;
  • деление слов на слоги;
  • определение позиции звука «с» в словах;
  • закрепления навыка чтения одно- и двухсложных слов в игровых ситуациях;
  • обучение синтезу односложных слов (типа «суп»);
  • упражнение в составлении из данных слов предложений с предлогами «на», « у», «над», «под»;
  • составление схемы предложений, с указанием количества слов;

коррекционно-развивающие:

  • развитие зрительного восприятия;
  • памяти;
  • развитие фонематического слуха;
  • подготовка руки к письму;
  • развитие общей и мелкой моторики;

коррекционно-воспитательные:

  • пробуждение в детях желания учиться;
  • воспитание умения преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели,
  • воспитание коммуникативных навыков.

Оборудование:

  • предметные картинки со звуком «с»: самолет, сапоги, сосна, автобус, ананас, пылесос, лиса, коляска, нос;
  • карточки для определения позиции звуков в виде контура самолета; карточки со словами: сон, оса, сын, сом, нос, сухо, осы, сам, сани, Сима;
  • игрушка Незнайка;
  • картинки для составления слов по первым звукам: сова, улитка, попугай, конфета, облако;
  • разрезные буквы;
  • карандаши, листы бумаги.

I. Организационный момент. Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить полет. На чем мы можем это сделать? На самолете мы и полетим.

II. Постановка цели занятия. Первый звук в слове «самолет» вам подскажет, какой звук и какую букву мы будем повторять. Какой звук «с»? (согласный, твердый, глухой).

III. Припоминание слов со звуком «с». В самолет можно взять только те предметы, в которых есть звук «с». Что вы возьмете? (Дети называют)

— А как называются люди, которые пользуются транспортом? (пассажиры)

— Как называется место, где продают билеты? (касса)

— Как называется место в самолете, где сидят пассажиры? (салон)

— Чтобы попасть в салон самолета, нужно получить специальный пропуск.

Дети берут картинки и садятся за стол. – Пристегните ремни. Подготовились к полету.

IV. Речевая зарядка. Нужно помочь запустить двигатели. Нажимайте на кнопки, которые находятся слева внизу столов, и повторите за мной слоги (хором и индивидуально):

са-су-сы      ас-ис-ус    ста-сто-сту           ско-ску-ска

сы-су-са      ос-ас-ис    спо-спу-спы          сму-смы-смо и т.д.

V. Деление слов на слоги. А сейчас посмотрите на свои картинки. Нужно разделить слова на части и сказать, сколько слогов в слове. И постарайтесь запомнить свое слово и слова других детей, потом их нужно будет вспомнить.

Вспоминаем правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

VI. Уточнение позиции звука в слове. Ребята, у вас на столах есть карточка, где нарисован самолет с тремя окошечками. Они будут означать место звука в слове. Где слышится звук «с» в ваших словах? Если в начале – закрываете первое окошко, если в середине, то второе, если в конце слова, то …, правильно, третье. Возьмите из кассы буквы С и закройте окошечки.

VII. Игра «Фотограф». А сейчас мы поиграем в игру «Фотограф». Что делает фотограф?

Давайте мы тоже будем фотографировать и печатать, только не картинки, а слова.

Возьмите карточки со словами, прочитайте, что там написано, про себя, шепотом, чтобы не было слышно. (Дети читают). А теперь переверните карточки и попробуйте по памяти написать это слово. (Дети пишут печатными буквами. Потом читают вслух).

Наш самолет идет на посадку. Как еще можно сказать? (снижается, опускается, садится). Посмотрите, как он это делает? (Игрушечный самолет держу на вытянутой руке и плавно опускаю – дети следят глазами)

— Отстегивайте ремни, выходите из самолета. Давайте поиграем.

VIII. Физминутка. (Координация речи с движениями).

Самолеты загудели,

Самолеты полетели,

На посадку тихо сели

Да и снова полетели.

IХ. Игра «Загни пальчик — назови слово».

Ребята, я вас просила запомнить слова, которые вы произносили сами и называли другие дети. Давайте посчитаем, кто сколько слов запомнил.

Х. Игра «Составь слово»: из начальных звуков трех слов – сова, улитка, попугай – составить слово (можно пользоваться разрезными буквами) – СУП. Затем попугая заменить конфетой – СУК; улитку меняем на облако – СОК.

ХI. Игра «Путаница». Ребята, пока мы здесь играли, пришел Незнайка. Он опять запутался, когда хотел предложения составить и просит помочь. Поможем?

Скамейка, собака, под, спит.

Автобус, мост, у, стоит.

Посадку, летит, самолет, на.

Лесом, над, летит, самолет.

Дети «исправляют» предложения. Ребята, как же нам научить Незнайку правильно строить предложения? (Нарисовать схему, напомнить правила).

ХII. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей. Ребята, мне понравилось, как вы придумывали слова. А что еще делали? Я что-то забыла … (Дети припоминают). Молодцы, ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями! Асмандиярова З.Н. учитель-логопед, МАДОУ Д/с 45 — к/в г. Стерлитамак.