Уважаемые коллеги! Хотелось бы продолжить разговор о слове, о том, как важно научить наших детей слышать (чувствовать) его и «приказать» руке написать слово правильно. Не услышав стечения согласных, дети пишут например: «сон» вместо слон, «тигар» вместо тигр.
Сначала мы с детьми анализируем односложные слова, затем двусложные с открытым и закрытым слогом.( Год назад было опубликовано занятие «Слоговая структура слова. Двусложные слова с открытым слогом). Теперь надеюсь быть полезной, рассказав о словах со стечением согласных.
Схемы слов Ефименкова Л.Н. объясняла и давала нам на лекциях (в пособиях они другие, а стечения не отмечены).
Тема. Звуко-буквенный анализ односложных слов со стечением согласных.
Цели.
1. Развивать умение звуко-буквенного анализа.
2. Развивать слуховую и зрительную память.
Ход занятия. Перед детьми на доске (или на экране) предметные картинки: град, шмель, дверь, волк, тигр, танк
Логопед. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать на них и показывать. (дети отвечают)
Что скрипит? – (дверь)
Кто жужжит? – (шмель)
Что грохочет? – (танк)
Кто рычит? – (тигр)
Что стучит? – (град)
Кто воет? – (волк)
Логопед. Давайте сделаем схему слова: град.
На какой вопрос отвечает это слово? – (что?)
Сколько в слове гласных и назови? – (одна – а)
Сколько в слове слогов? – (один)
Логопед. В этом слове есть два согласных, которые стоят рядом, вместе, между ними нет гласной и называется это — стечение согласных.
Назовите стечение согласных в слове град. — (гр)
А стечение согласных – «гр» в начале, в середине или в конце слова? – ( в начале)
Логопед. Сделайте схему этого слова и рядом напишите его.
Один ребенок у доски, проговаривает слово, чертит линию, называет и пишет гласную.
Логопед. Обозначим стечение согласных точками под чертой в начале, назовем каждую точку (букву) по порядку:
а
_____________ град
●●
а
_____________ танк
●● Это пример слова со стечением в конце.
Аналогично анализируются и изображаются остальные слова.
Логопед. Посмотрите на картинки (пособие ЕфименковойЛ.Н.): зонт, бант, флаг, стол, лист, круг
Назови слово и стечение согласных в нем. Еще раз посмотрите и назовите картинки.
Логопед. (Убирает картинки). Вспомните и запишите слова в два столбика: в первый – слова со стечением согласных в начале слова, во второй – слова со стечением согласных в конце слова.(проверяем)
Логопед. Перед вами картинки (на столе). Пусть каждый выберет по две: одна будет со словом, где стечение согласных в начале, вторая – где стечение согласных в конце.
Прочитайте свои слова. (Обговариваем каждое слово, если надо – исправляем).
Логопед. Молодцы. Чему научились на занятии? Авакян С.В. учитель-логопед, ГБУ ГППЦ ДОгМ ТО Ломоносовское