20.03.2013      1153      0
 

Звуко-буквенный анализ односложных слов со стечением согласных

Уважаемые коллеги! Хотелось бы продолжить разговор о слове, о том, как важно научить наших детей…


Уважаемые коллеги! Хотелось бы продолжить разговор о слове, о том, как важно научить наших детей слышать (чувствовать) его и «приказать» руке написать слово правильно. Не услышав стечения согласных, дети пишут например: «сон» вместо слон, «тигар» вместо тигр.

Сначала мы с детьми анализируем односложные слова, затем двусложные с открытым и закрытым слогом.( Год назад было опубликовано занятие «Слоговая структура слова. Двусложные слова с открытым слогом). Теперь надеюсь быть полезной, рассказав о словах со стечением согласных.

Схемы слов Ефименкова Л.Н. объясняла и давала нам на лекциях (в пособиях они другие, а стечения не отмечены).

Тема. Звуко-буквенный анализ односложных слов со стечением согласных.

Цели.

1. Развивать умение звуко-буквенного анализа.

2. Развивать слуховую и зрительную память.

Ход занятия. Перед детьми на доске (или на экране) предметные картинки: град, шмель, дверь, волк, тигр, танк

Логопед. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать на них и показывать. (дети отвечают)

Что скрипит? – (дверь)

Кто жужжит? – (шмель)

Что грохочет? – (танк)

Кто рычит? – (тигр)

Что стучит? – (град)

Кто воет? – (волк)

Логопед. Давайте сделаем схему слова: град.

На какой вопрос отвечает это слово? – (что?)

Сколько в слове гласных и назови? – (одна – а)

Сколько в слове слогов? – (один)

Логопед. В этом слове есть два согласных, которые стоят рядом, вместе, между ними нет гласной и называется это — стечение согласных.

Назовите стечение согласных в слове град. — (гр)

А стечение согласных – «гр» в начале, в середине или в конце слова? – ( в начале)

Логопед. Сделайте схему этого слова и рядом напишите его.

Один ребенок у доски, проговаривает слово, чертит линию, называет и пишет гласную.

Логопед. Обозначим стечение согласных точками под чертой в начале, назовем каждую точку (букву) по порядку:

а

_____________ град

●●

а

_____________ танк

●●         Это пример слова со стечением в конце.

Аналогично анализируются и изображаются остальные слова.

Логопед. Посмотрите на картинки (пособие ЕфименковойЛ.Н.): зонт, бант, флаг, стол, лист, круг

Назови слово и стечение согласных в нем. Еще раз посмотрите и назовите картинки.

Логопед. (Убирает картинки). Вспомните и запишите слова в два столбика: в первый – слова со стечением согласных в начале слова, во второй – слова со стечением согласных в конце слова.(проверяем)

Логопед. Перед вами картинки (на столе). Пусть каждый выберет по две: одна будет со словом, где стечение согласных в начале, вторая – где стечение согласных в конце.

Прочитайте свои слова. (Обговариваем каждое слово, если надо – исправляем).

Логопед. Молодцы. Чему научились на занятии? Авакян С.В. учитель-логопед, ГБУ ГППЦ ДОгМ ТО Ломоносовское