20.03.2013      827      0
 

Обозначение мягкости согласных на письме

Здравствуйте коллеги! Провожу ряд занятий на очень важную тему о том, как звучит согласный; обозначение мягкости…


Здравствуйте коллеги! Провожу ряд занятий на очень важную тему о том, как звучит согласный; обозначение мягкости согласных гласными второго ряда и при помощи «ь». Хочу поделиться одним из своих заключительных занятий из этой серии: как привить нашим детям умение писать «ь» там, где он нужен. Буду рада быть полезной. Спасибо Учителю – Ефименковой Л.Н.

Тема.  Дифференциация согласных. Обозначение мягкости согласных.

Цели.  

1. Закреплять умение соотносить твердое и мягкое звучание согласного с

последующей гласной.

2. Закреплять навык обозначения мягкости согласных гласными второго ряда и мягким знаком.

3. Развивать слуховую и зрительную память.

Ход занятия.

Орг. момент. Сегодня мы еще раз поговорим о том, как обозначается на письме мягкое звучание согласного.

На доске слова: халат, шляпа, лужа, грива, крупа, зеркало, просо, полет.

Логопед. Прочитайте. Запишите в два столбика: в первый – слова, в которых все согласные звучат твердо; во второй – слова, в которых согласные звучат и твердо и мягко.

Прочитайте слова второго столбика. Скажите какой согласный звучит мягко и почему.

Логопед. Назову животных, которых дрессируют в цирке:

Слон, медведь, тигр, лошадь, лев, голубь, страус, пудель.

Слушайте как звучит последний согласный в слове. Поднимите нужную карточку (зеленую). Повтори слово. А как на письме обозначим мягкое звучание согласного?

Вспомните и запишите эти слова.(Коля, какие слова вспомнил? Прочитай.)

Картинки (пособие Ефименковой Л.Н.): деньги, пальто, вилка, тапки, льдина, доска, Ольга, больной.

Логопед. Рассмотри картинки. Прочитай слова и скажи, в каких словах надо писать мягкий знак и почему. Переверните листы. Вспомните и запишите слова в два столбика: в первый – слова, в которых нужен «ь», во второй – слова, в которых не нужен «ь».

Логопед. Отгадайте загадки.

1. Твои помощники – взгляни – десяток дружных братьев.

Как славно жить, когда они работы не боятся.

И, как хороший мальчик, послушен каждый… (пальчик).

2. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног, вот и весь я…(осьминог).

Запишите отгадки. Подчеркните мягко звучащий согласный с мягким знаком соответствующим цветом.

Логопед. Чему научились на занятии? Авакян С.В. учитель-логопед, ГБУ ГППЦ ДОгМ ТОЛомоносовское