31.05.2015      1025      0
 

Конспект логопедического занятия во 2 классе

Цель: дифференциация звуков [ш], [щ], букв ш, щ в слогах и словах на письме и…


Цель: дифференциация звуков [ш], [щ], букв ш, щ в слогах и словах на письме и при чтении.

Задачи:

  • уточнить произношения и учить сравнению звуков [ш]-[щ];
  • развивать фонематическое восприятие и слух;
  • закрепить зрительный образ букв ш и щ;
  • совершенствовать фонематический, анализ и синтез;
  • формировать грамматический строй речи — согласование имён существительных с именами прилагательными;
  • развивать зрительный анализ, пространственные представления;
  • развивать свойства внимания, зрительную память, логическое мышление;

Ход занятия

I. Оргмомент.

1. Упражнение психогимнастики «Думающая шапочка».

2. Введение в тему занятия, активизация фонематического восприятия.

Логопед. — Послушайте скороговорки и скажите, какие согласные звуки повторяются чаще всего:

На опушке в избушке живут старушки-болтушки.
У каждой старушки – лукошко, в каждом лукошке – кошка.
Два щенка, щека к щеке, щиплют щётку в уголке.

Логопед. — Звуки Ш и Щ мы будем сегодня учиться слышать и различать – это первая цель нашего занятия.

Логопед. — Сколько раз звучал Ш в первой скороговорке, звук Щ во второй скороговорке?

II. Основная часть занятия.

1. Уточнение произношения и сравнительная характеристика звуков – заполнение таблицы.

2. Развитие фонематического слуха.

Логопед. — Как только услышите в слоге или в слове звук Ш – трёте ладошкой о ладошку — слышится шорох, звук Щ — делаете щелчок по ладошке пальчиками другой руки. — У кого из наших ребят в имени и фамилии встречаются звуки Ш и Щ?

3. Дифференциация букв Ш – Щ: Сравнение букв по написанию.

Логопед. — Наши звуки имеют каждая свой портрет – буквы. Давайте посмотрим на эти портреты. Что видим?

Логопед. — Как звуки – немножко родственник, так и их буквы.

Логопед. — Чем похожи буквы? Из каких элементов состоят буквы Ш и Щ? Чем отличаются буквы?

Логопед. Ш и Щ – родные сёстры, но у Щ есть хвостик острый.

— Я перелистала ваши тетради и нашла такое предложение: Миша и Саша — товариши.

— В чём состоит ошибка?

Логопед. — Теперь мы можем сказать о второй цели нашего занятия – научиться различать буквы Ш, Щ и правильно их писать, не путать.
Логопед. — Напишем буквы в воздухе, считая элементы. Напишите буквы пальчиком на спине друг друга.

Развитие свойств внимания.

Логопед. — На вашем листочке в каждой строке много букв, букву Ш – подчеркнуть букву Щ – зачеркнуть. После выполнения задания проверьте себя сами – отогните загнутый край листочка и увидите ключ – ответ.

Логопед. – А теперь послушайте сказку…

Сказка о том, как появилась буква щ.

Игра «Доскажи словечко» — запись слогов.

Логопед: — Я произношу чистоговорку без последнего слова, вы слушаете слоги, которые в ней звучат и добавляете последнее слово с таки же слогом, чтобы получилась в рифму.

Записываем последний слог из слова.

Ша-ша-ша – я гуляю не……. спеша.
Ща–ща–ща – дождь пошёл, я без …. плаща.
Шу-шу-шу — плащ с собою не …. ношу.
Щу-щу-щу – зонтик в сумке я ….ищу.
Ши-ши-ши – правильно букву ….напиши.
Щи-щи-щи – здесь ошибку…. поищи.

Развитие навыка звукобуквенного анализа: игра «Зашифрованные слова»

Логопед. — У каждого из вас картинки. Вы называете слово, а один человек у доски делает зашифрованную запись этого слова: пишет только буквы Ш и Щ, а на месте остальных букв делает прочерки. Вы также делаете в тетради.

Ящик, овощи, плащ, прищепка, пещера, шоколад, клюшка, шарф, шашки, щенок. Развитие зрительно — пространственных представлений – работа с наложенными друг на друга изображениями.

Логопед. — Посмотрите на рисунок. Как здесь нарисованы предметы?

Логопед. – Предметы на рисунке как бы наложены друг на друга. Назовите сначала предметы – слова, в которых слышим звук Ш, затем слова, где есть звук Щ.

Лягушка, подушка, щука, ящерица, щётка. Самостоятельная работа на карточка по восстановлению пропущенных букв Ш и Щ и согласованию имён прилагательных с именами существительными.

Логопед. — Нужно правильно написать букву в словах из первого столбика, затем «подружить» слова из первого столбика со словами из второго столбика – провести стрелочку.

___ука мягкая
лягу____ка зубная
___ётка зубастая
поду____ка зелёная
я___ерица весёлый
___енок юркая
кув____ин городская
пло___адь глиняный

III. Итог занятия. Релаксация.

Логопед. – Чему мы учились сегодня на занятии? — Зачем мы это делали?

Логопед. – Вы хорошо поработали сегодня на занятии. Выберите сами номер фразы из нашего «Похвального листа — 10 из 99 способов сказать: « Хорошо!», чтобы я об этом вам сказала по-другому. Кшимовская Л.П. учитель-логопед, ГбОУ Школа №998, г. Москва