21.09.2014      1391      0
 

Конспект по развитию речи для детей с ОНР “Птицы нашего края”

Тема: Птицы нашего края. Цель: Формирование навыков пересказа текста с опорой на иллюстративный материал. Задачи: 1….


Конспект по развитию речи для детей с ОНР “Птицы нашего края”

Конспект по развитию речи для детей с ОНР “Птицы нашего края”

Тема: Птицы нашего края.

Цель: Формирование навыков пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.

Задачи:

1. Закрепление умений составлять описательный рассказ с опорой на предметную схему;
2. Формирование навыков составления, распространения и анализа предложений;
3. Активизация и обогащение словарного запаса;
4. Развитие слуховой, зрительной памяти и внимания, логического мышления, ориентировки в пространстве;
5. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: картина озера Байкал; леса; иллюстрации деревьев, птиц; шапочки с птицами, картина с контурным изображением леса, птиц; схема для составления описательного рассказа.

Ход занятия:

Организационный момент:
— Дети входят, садятся полукругом. Логопед предлагает рассмотреть картину, на которой контурные изображения леса, птиц, мальчика на лыжах.
— Давайте поможем сегодня Мише найти в лесу птиц и назвать их.

Основная часть:

А) Беседа по картине
На доску логопед вывешивает картину, на которой изображено озеро Байкал и тайга.
— В каком краю мы живем?
— Какое озеро находится у нас в Сибири?

Дети рассказывают стихотворения об озере Байкал.
1 ребенок:
Озер так много есть на свете
Байкал же краше всех на свете
Вода чиста, и свеж твой ветер
Там шёпот сосен вековых.

2 ребенок:
Кто бывает у нас на Байкале
Тот вспоминать будет долгие годы
Эти бескрайние синие дали,
Эти бездонные чистые воды.

— А чем еще богата наша Сибирь, что окружает озеро Байкал? ( лес. Тайга)
— Что такое тайга?
— Какие деревья растут в нашем лесу?

Дети рассказывают стихотворения о лесе.
1 ребенок:
Этот хвойный лес густой называется тайгой
Хвойные деревья здесь растут
Лиственные редко встретишь тут.

Логопед: Но лес, тайга-это не только деревья, травы, цветы. Это волшебный мир, в котором живут животные, птицы. Мы все должны любить этот мир и беречь.

Логопед: Послушайте и отгадайте, что вы слышите.
Звучат голоса птиц, кукушки.
— Какие птиц вы узнали? (дети рассматривают иллюстрацию птиц)
— Какие птицы живут в нашем лесу?

Логопед: А сейчас вы друг другу загадаете загадки, которые можно найти в птичьем гнезде.

Дети надевают шапочки-птиц

1 ребенок:
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (снегирь)

2 ребенок:
Эта птица никогда не строит себе гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)

3 ребенок:
Белая птица над Байкалом кружится. (чайка)

4 ребенок:
Кто-то носом стук да стук- для деревьев первый друг
Он торопится скорей
Уничтожить всех червей. (дятел)

5 ребенок:
На горе стоит сосна,
Под ней ягодка красна.
По брусничку птица ходит-
Птенцов за собою водит,

Сама ягоду клюет
Пример детям подает.
Говорит” Квот, квот,
Вот она, вот, вот (глухарь)

Пальчиковая гимнастика:

— А теперь давайте покажем, как летают птички (дети выполняют пальчиковую гимнастику “Клювики”)
Птичка крылышками машет, (движения руками “взмахи” изображая крылья)
И летит к себе в гнездо,

Птенчикам своим расскажет, (пальчики сжимают в кулачки, большие пальцы птенчики, движения пальчиками “как птица открывает и закрывает клювик)

Где она взяла зерно. (движения сопровождаются речью)

Работа над предложением.

Логопед: А теперь давайте составим предложение по картинкам (дятел, сосна)

Дети предлагают разные варианты. Логопед выбирает одно предложение.

Логопед: Сколько слов в этом предложении? Какое первое, второе слово и т.д.

Давайте попробуем стать словами и построить “Живое предложение”.

— Логопед с помощью наводящих вопросов просит детей придумать и вставить новые слова в предложений.

“Дети-слова” занимают нужное место, распространяя предложение.

Например: Дятел сидит на высокой сосне. На сосну прилетел дятел и стал по ней стучать.

Логопед: Сколько слов стало в предложении? Как располагаются слова в предложении?

Логопед: Давайте послушаем рассказ и скажем, о каком дереве, и какой птице в нем говорится.

Работа с рассказом “Кедровка”

А) Чтение логопедом рассказа “Кедровка”

В тайге среди деревьев кедр живет, пожалуй, дольше всех. Он видел и знает, что происходило вокруг за целые 500 лет. Вот такой он долгожитель. Кедр тянет вверх свои сильные вечнозеленые ветви. Его не обхватить-такой он большой и толстый, крепкий, могучий. Его кедровые орехи идут на питание и людям, и зверям и птицам. У кедра есть добрый друг, её так и зовут –кедровкой. Это-птица особенная и благородная. Большая труженица. Она имеет защечные мешки и собирает туда орехи. А потом прячет их в землю по всей тайге. И вырастают из них вековые деревья-кедры.Маленькая птичка делает большое дело.

Б) Беседа по вопросам:

— О какой птице говорится в рассказе?
— О каком дереве говорится в рассказе?
— какое дерево дольше всех живет в тайге?
— Как его называют? Какое это дерево, если долго живет?
— Какие у него ветки? Что оно дает людям, животным, птицам?

Логопед: < /b>Давайте встанем и покажем, какой кедр.
Дети тянут руки вверх- высокое.
Показывают руками ветки, кулачки-шишки.
Вдвоем берутся за руки-широкий, мощный ствол.

-О какой птице говорится в рассказе?(показывается иллюстрация кедровки)
— Почему её называют большой труженицей?
— Куда она собирает орехи? Что делает с ними потом?
— Почему кедровку называют добрым другом кедра?
— Какими словами заканчивается рассказ?

Логопед: На лесную полянку прилетела другая птица-сова.

Физминутка:

Прилетела сова на лесную полянку (бегут и садятся на ковер)
Настала ночь- сжалась сова, замерзла.
Утро пришло, солнышко припекло, согрелась сова, расслабилась.
( потягиваются 2 раза)
Глаза широко открыла, от света зажмурилась (жмурятся 2-3 раза)
Смотрит влево, смотрит вправо, влево-вправо-ничего не увидела, нахмурилась, ухнула:”Ух-ух-ух” (Поворачивают голову влево-вправо)
Повернуло туловище влево, повернула вправо, -крыльями замахала (поворачиваются влево, вправо и машут руками)
Вниз посмотрела, вверх опять ухнула и в гнездо полетела. (смотрят вверх, вниз)

Работа с опорной схемой:

Логопед: Теперь мы попробуем составить самостоятельно рассказ с опорой на опорную схему.
Логопед повторно читает вторую часть рассказа. Дети рассказывают о кедровке с опорой на схему и содержание рассказа.

Итог занятия:
— О каких птицах мы говорили на занятий?

Оценка деятельности детей. Дети получают подарки из тайги кедровые шишки. Учитель-логопед Пенюшкина О.В.