Цели:
- Развитие умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.
- Совершенствование аналитико-синтетической деятельности в процессе выделения гласных звуков в словах.
- Воспитание доброго отношения к окружающим.
- Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение).
Форма занятия: занятие – путешествие.
Оборудование: карта с изображением моря звуков и букв и острова “Веселая грамматика”; индивидуальные тетради в клетку и косую линейку; цветовые символы звуков (фишки красного, синего и зеленого цвета); карточки с печатными гласными буквами из бархатной бумаги (А, О, У, И, Ы); очки из темной плотной ткани; гласные буквы (А, О, У, И, Ы) на каждого ученика; картинки с изображением животных (волк, рысь, кит, морж, слон, лук, кот, сыр, рак); карточки со словами СОСНА, ВЕСНА, НОРА, БАНКА, КАМЫШ; фломастер, фонарик, магнитофон.
Ход занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы.
Логопед
— Ребята, вы любите приключения?
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морю звуков и букв. (Вывешивается карта). — Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные) — Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки тянутся, поются и не встречают во рту преграды)
— Во время путешествия мы закрепим с вами тему: “Гласные звуки и буквы”. — На чём можно отправиться в путешествие? (можно отправиться на поезде или пешком)
— На каком транспорте ещё можно путешествовать? (на корабле, самолёте)
2. Графический диктант.
Цель: Закреплять умение располагать рисунок на листе бумаги, ориентироваться в пространстве, развивать мелкую мускулатуру кистей рук. — А на каком транспорте будем путешествовать мы, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание. (Детям раздаются тетради в клетку)
— Открыли тетради, нашли точку и выполняем следующее задание: 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 2 клетки вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку влево, 6 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 5 клеток влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево,1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх,7 клеток вправо.
— Я думаю, что вы догадались, на чём мы с вами отправимся искать приключения. (на лодке с парусами, на яхте с парусами)
3. Дыхательная гимнастика.
Цель: Развивать речевое дыхание. — Но парус наш повис, и мы стоим на месте. Как вы думаете, почему?(наш парус повис, потому что нет ветра) — Чтобы появился ветер необходимо выполнить дыхательное упражнение: вдох через нос, выдох через рот.
Дети выполняют упражнение 4 – 5 раз.
— Наша яхта поплыла, и помог нам ветер.
Игра “Кот в мешке” Детям предлагается угадать предмет, опустив руку в мешочек.
4. Звуковой анализ слова “ВЕТЕР”.
Цель: Развивать фонематический слух, закреплять навык выполнения анализа слова. — Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово “ветер”.
Дети выполняют задание самостоятельно. Затем один ребенок выкладывает это слово у доски. Все дети проверяют.
— Сколько слогов в слове “ветер”? Как узнал? ( 2 слога. Сколько в слове гласных столько и слогов)
— На какой слог падает ударение? Позовите ветер. (Ве-е-етер. Ударение падает на 1 слог) — Назовите первый звук в слове “ветер”, охарактеризуйте его. (Первый звук [в’], он согласный, мягкий, звонкий)
— А какой последний звук в этом слове, охарактеризуйте его.(Последний звук [р], он согласный, твердый, звонкий)
-Скажите, а какой третий звук в слове “ветер”. (Третий звук [т’], он согласный, мягкий, глухой)
— Молодцы.
5. Работа по теме. Игра “Эхо”.
Цель: Развивать слуховую память и внимание. — Ребята, вы слышите, ветер доносит какие-то звуки? Повторите, что вы слышите. АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ — Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)
— Докажите.
— Дети, кто-то зовет нас на помощь. Вы видите кого-нибудь? (Нет)
— На море сильный туман и придется спасать на ощупь. Ребята, а спасать кого-нибудь или прийти на помощь – это благородное дело.
Игра “Узнай букву на ощупь”.
Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие. Дети надевают поочередно очки из темной плотной ткани. Им дается карточка, на которой приклеена печатная буква из бархатной бумаги: А, О, У, И, Ы. — Кого ты спас?(Я спас гласную букву А)
— Кому ты пришел на помощь? (Я пришел на помощь букве О)
— Кому помог ты? (Я помог гласной У)
— Кому оказал ты помощь? (Я оказал помощь букве Ы) и т.д.
— Дети кого вы спасли? (Гласные буквы)
— Гласные буквы попали в беду и просят помочь им добраться домой на остров “Веселая грамматика”. Поможем? (Да)
— Но чтобы дорога показалась короче, я предлагаю вам поиграть с гласными буквами. Детям раздаются гласные буквы: А, У, О, И, Ы.
Игра “Ищи безостановочно” Детям предлагается следующее задание: найти в классной комнате предметы заданного цвета или заданной формы.
Игра “Разведчики”.
Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. — Я называю слова, а вы показываете ту гласную букву, которая есть в этом слове: ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, НОС. — Теперь задание усложним: я показываю вам картинку, а вы кладете перед собой ту гласную букву, которая есть в названии этой картинки.
Детям показываются картинки: ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН. Они выкладывают перед собой гласные буквы.
— Проверим, правильно ли вы выполнили задание.
На доске вывешивается правильный образец: О И О Ы О. Дети проверяют выполненное задание.
— Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывала. А помогут вам гласные буквы, которые вы выкладывали.
Дети называют названия животных, а учитель-логопед вывешивает эти картинки. — Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этих картинках? (Животные)
Игра “Кто лишний?” (Картинки: волк, кит, морж, рысь, слон.)Цель: Развивать логическое и образное мышление, речь. — Посмотрите на картинки, которые находятся на доске. Подумайте и скажите кто лишний и почему. (Я думаю, что лишний слон, потому что он живет в Африке. Мне кажется, что лишний кит, потому что это самое большое животное. Здесь лишняя рысь, потому что только рысь охотится на добычу, прыгая с дерев.) Убрать картинки с доски.
6. Чтение слов. На столе разложены перевернутые карточки со словами: СОСНА, ВЕСНА, БАНКА, КАМЫШ, РАНО.
— Послушайте внимательно задание: прочитайте слово, фломастером разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите новое слово. Запишите это слово графически, поставьте ударение.
Дети выполняют задание поочередно у доски: соc|на – на|сос — а|`о . Звучит веселая музыка.
— Дети, вы слышите веселую музыку? Мы приближаемся к острову “Веселая грамматика”.
7. Физминутка /Дети выполняют ее, стоя./ Гимнастика для глаз.
Цель: Укреплять глазодвигательные мышцы. — На этом острове есть маяк, который покажет нам дорогу. Следим глазами за маяком. На доску наводится фонарик, дети следят глазами за перемещающейся светящейся точкой: влево – вправо, вверх – вниз, горизонтальная восьмерка и т д.
Цель: Развивать гибкость и подвижность пальцев. — Чтобы попасть на остров, надо показать гласные буквы руками.
Дети конструируют гласные буквы руками.
8. Работа в тетради (в косую линейку).
— Ну, вот мы и на острове. Гласные буквы приготовили для вас свои задания.
Задание 1. Запишите гласные буквы, которые находятся в данном слове.
На доску вывешиваются картинки, внизу напечатано название картинки с закрытой гласной буквой: ЛУК – Л _ К, КОТ – К _ Т, СЫР – С _ Р, КИТ – К _Т, РАК – Р _ К, СЛОН – СЛ _Н. Далее проверяем выполненное задание, открывая закрытые окошки.
Задание 2. Запишите эти слова, гласные буквы выделите красным карандашом. – На острове есть волшебная гора, на которой написан девиз.
Игра “Найди отличия” Каждому участнику предлагается картинка с изображением двух похожих сюжетов. Ребенок должен найти как можно больше отличий.
Игра “Сложи гору”
Цель: Развивать восприятие и пространственное представление. На доске в разброс расположены 4 части горы, на которых написано по одному слову.
Задание 3. Сложите из данных частей гору и прочитайте девиз жителей острова. Сделаем дело, гуляем смело.
— Как вы понимаете эту пословицу?
Дети высказывают свое мнение.
— Сколько слов в этом предложении? (Четыре)
Задание 4. Запишите это предложение графически.
|_____ ____, ____ _____.
— Что обозначает вертикальная черта? (Начало предложения пишется с заглавной буквы)
— Как узнать, что предложение закончилось? (В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак) Убрать с доски девиз.
9. Итог занятия. Звучит спокойная музыка.
— Ребята, мы помогли гласным буквам добраться до острова “Веселая грамматика”, но нам пора отправляться в обратный путь. Глаза закрыли.
Раз, два, три, четыре, пять
В класс вернулись мы опять.
— Как называлась тема нашего занятия?
— На чем мы путешествовали?
— Что вам понравилось на занятии больше всего?
— С чем вам было трудно справиться в путешествии? Машкина Н.В., учитель-логопед. Гусарова Т.С.,педагог-психолог.МАОУ “Гимназия №6” г.Губкин Белгородская область.