Дети научились делить слово на слоги , звуки. Теперь усваивают звуковой анализ слов. Поэтому для успешного выполнения домашних заданий с детьми вам нужно знать следующее :
1 . Произносите слово четко , пропевая и определите гласные звуки по порядку (например: миска — мииис — кааа , гласные звуки — [ и ] , [а] ) . Не вставляйте между гласными дополнительно союз и — это может запутаты ребенка (например : вазы — не [ а ] и [ и ] , а просто [а] , [ и ] ) . Одновременно спросите , сколько слогов и повторите правило: сколько в слове гласных , столько же и складов.
2 . Выделите первый звук ( назвать его [ ве ] , а [ в ] не [зэ ] , а [ с ] ) .
3 . Выделите все последующие звуки , четко их называя ( если есть мягкий знак , то произносить нужно мягко, а не твердо, например : лес, первый звук [ ль ], а не [ л] .
4 . По мере названия звуков выкладывайте обозначения каждого звука ( громкий — сказывается кружочком — О , твердый согласный — одна черточка, мягкий согласный две черточки = .
мак — О —
сало — О — О
хлеб — = О —
Помните : одна и та же буква может обозначать два разных звука — твердый и мягкий. Например: дым -дом , лоб — погреб.
— В парах слов буквенное обозначение одинаковое — д , Главные звуки разные ( [ д — дь ] , [л — ль ] ) ;
— В русском языке насчитывается 10 мягких согласных звуков: [ дь ] , [ зь ] , [ нь ] , [ рь ] , [ сь ] , [ во ] , [ ц ] , [ дзь ] , [ йь ] , [ ль ] ;
— Остальные звуки — твердые ;
— Звук [ и ] — только мягкий ;
— Звуки [ ч] , [ щ] — только твердые ;
— Звук [ щ] всегда обозначает два звука [ шч ] ;
— В системе гласных в русском языке есть 6 звуков: [а] , [о ] , [у] , [э ] , [ и ] , [ и]. На письме они обозначаются буквами: о, у , е , и , и , я , ю , есть, и ;
— Буквы я , ю, есть в начале и в середине слова , после гласного в конце слова обозначают два звука ( [ и ] + [а] = [ я ] , [ и ] + [у] = [ ю] , [ и ] + [ е ] = [ есть ] ) . Например: яма ( йама) , уха ( йушка) , енот ( йенот), еж ( йижак ) , имение ( майеток ) ;
— Буква й всегда обозначает 2 звука : им ( Йим ) , напитков ( напойив ) ;
5. Двойное значение букв я , ю , есть, и:
— Мягкость согласных обозначается еще буквой и и мягким знаком, отдельного звука не обозначает . Например: лес ( льис ) , кот ( кьит ) , семь ( сьим ) , соль ( сьиль ) , погреб ( погьреб ) .
6 . Приступайте к преподаванию слов (слова только с теми буквами , которые дети уже изучили ) .
7 . Если ребенок пропустил какие-то буквы не указывайте сразу на них, дайте сначала ему самому найти ошибку .
8 . Обязательно похвалите ребенка , порадуйтесь его успехам .