14.12.2013      1682      0
 

Занятие для детей с задержкой психического развития на тему “Цветы”

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе…


Занятие для детей с задержкой психического развития на тему “Цветы”

Занятие для детей с задержкой психического развития на тему “Цветы”

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития “Цветы”.

Тема: Цветы

Задачи: 

  • Учить детей называть части целого предмета (стебель, лист, лепестки), подбирать признаки к существительным.
  • Учить детей сравнивать цветы по величине и цвету.
  • Закрепить знания основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый).
  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
  • Развивать мелкую моторику и речевое дыхание.
  • Воспитывать в детях чувство прекрасного.

Материал: корзина с живыми цветами (тюльпаны красного, желтого, белого цвета); картонные плоскостные фигурки цветов и бабочек по количеству детей (на каждого ребенка по три цветка и по три бабочки разного цвета); две прозрачные вазы (одна ваза с водой), увядший букет, фланелеграф, разборные цветы для фланелеграфа.

Содержание организованной деятельности.

1. Организационный момент. Логопед показывает детям корзину с цветами. Привлекает внимание детей к корзине.

2. Основная часть. Знакомство с тюльпаном. Беседа.

  • Ребята, посмотрите, что это в корзинке? (Цветы.)
  • Как называются эти цветы? (Тюльпаны.)
  • Давайте их рассмотрим. Что есть у цветка? Это… (стебелек).
  • А это… (листок).
  • Какого цвета стебли и листья у цветов? (Зеленого.)
  • А это лепестки. Они у разных цветов отличаются по цвету. Какого цвета лепестки у этих тюльпанов? (Желтые, красные, белые.)
  • Этот цветок большой, а этот… (маленький).
  • Маленький цветок мы ласково назовем… (цветочек, тюльпанчик).

Игра “Один-много”.

  • У меня в руке цветок, а в корзинке… (цветы).
  • Это тюльпан, а это… (тюльпаны).

Пальчиковая игра “Цветы”.

— Ребята, а вы знаете, что цветы похожи чем-то на людей? Ночью цветы засыпают и лепестки закрываются, , а утром цветы просыпаются, раскрывают свои лепестки, как наши глаза

Наши красивые цветки распускают лепестки,
Дети плавно разжимают пальцы на руках.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Дети машут руками перед собой.
Наши красивые цветки закрывают лепестки,
Дети плавно сжимают пальцы в кулачки.
Тихо засыпают, головой качают.
Дети плавно опускают руки на колени.

Дыхательная гимнастика.

— Ребята, а вы знаете, как приятно пахнут цветы! Понюхайте!

У детей в руках по одному цветку. Дети нюхают и произносят на выдохе: “Ах, как пахнет!”

Подбор признаков к слову “цветок”:

— Придумайте много разных слов о цветах. Какие у вас цветы? (Красные, желтые, белые, большие, маленькие, красивые, яркие, пахучие.)

Динамическая пауза.

Мы на луг ходили, хоровод водили,
Вот так, вот так, хоровод водили.
Ножки пляшут, не стоят,
Каблучками стучат: топ-топ-топ.
Бей в ладоши, не зевай,
Громко, громко ударяй: хлоп-хлоп.
Каблучками топ-топ-топ.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”. Педагог расставляет на наборном полотне цветы трех цветов и показывает бабочек, объясняя, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают (такой же), бабочку не видно – она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы, выполняют задание. У каждого ребенка по три пары объектов разного цвета.

Дети выполняют задание и проговаривают фразы типа: “Желтая бабочка села на желтый цветок. Синяя бабочка села на синий цветок и т.д.”

В конце игры педагог подводит итог:

— Наши бабочки спрятались, и теперь их не видно.

Занятие для детей с задержкой психического развития на тему “Цветы”1

Упражнение “Увядшие цветы”. Логопед достает из корзинки увядший букет. На столе стоят две прозрачные вазы. В одной вазе видна вода.

— Что случилось с этими цветами? Какие они?

— Почему цветы завяли?

— А цветы, которые мы рассматривали, живые, красивые. Давайте поставим их в вазу, чтобы они не завяли. В какую вазу поставим цветы?

— Почему?

(Причина – стебли цветов не в воде;, следствие – цветы завяли. Чтобы цветы не завяли надо поставить их в вазу с водой.)

Складывание разноцветных цветов на фланелеграфе.

Занятие для детей с задержкой психического развития на тему “Цветы”2

Стебельки цветов на фланелеграфе, а лепестки в коробке. Дети самостоятельно выбирают лепестки нужного цвета и помещают их на фланелеграфе.

Занятие для детей с задержкой психического развития на тему “Цветы”3

3. Подведение итогов, оценка деятельности детей.

Литература:

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
  2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.