Тема: Автоматизация звука “С” в слогах, словах и предложениях. Знакомство с буквой “С”.
Цель: Автоматизация звука “С” в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- Закрепление правильного произношения звука “С” в слогах, словах и предложениях.
- Закрепление навыка чтения слогов и слов со звуком “С”
- Формирование навыка деления слов на слоги.
- Письмо печатной буквы “С”.
- Развитие фонематического слуха и слухового внимания.
- Активизация словаря по темам: транспорт, птицы, посуда, продукты питания.
Оборудование:
- Индивидуальные зеркала, ручки
- Картинки птиц на звук “С”, кубики с картинками
- Карточки для чтения слогов
- Картина с изображением сосны, синицы, лисицы
- Плакаты со словами: ВЕ…НА, СУВЕНИР.
- Эмблемы с солнышком по количеству детей
- Картинки “На что похожа буква “С”?
- Шапочки для персонажей: “Весна”, “Буква “С”.
- Деревья из бумаги “Лес”
- Синий домик для буквы “С”, посуда
- Игрушки на букву “С”
- Мяч
- Запись птичьих голосов
- Указка
- Туесок
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети заходят, здороваются, садятся за столы.
— Ребята, мы с вами знаем “Правила речи”. Давайте вспомним их.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны!
Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно!
Говорим всегда красиво,
Смело и непоропливо.
Запомним обязательно,
Что учим на занятии!
2. Артикуляционная гимнастика. — Начнем с гимнастики для губ и язычка.
- Трубочка – улыбочка
- Орешки
- Почистим нижние зубки
- Часики
- Ковшичек
3. Постановка цели занятия. — Сегодня мы продолжим путешествие по чудесной стране звуков и букв.
С кем же мы отправимся в эту сказочную страну? Для того, чтобы узнать, с кем, надо прочитать слово и догадаться, какая буква спряталась. /ВЕ…НА/
4. Уточнение правильной артикуляции звука “С”.
— Кончик языка упирается в нижние зубы
— Зубы сближены
— Губы вытянуты в улыбочку
— Горлышко не дрожит, значит звук какой? /Глухой/
-Воздушная струя какая? /Холодная/
Буква “С” сегодня именинница. Она пригласила нас в гости. А поведет нас к имениннице Весна. /Одной девочке надевается веночек/
А путь наш будет лежать через весенний лес.
5. На чем же мы отправимся? Какие виды транспорта вы знаете со звуком “С”? /Самолет, автобус, самосвал, самокат/
— На чем отправимся мы, узнайте из загадки:
“В гору – коняшками, а с горы – деревяшками” /Сани/
— Снег в лесу еще не растаял, поэтому можем ехать на больших санях.
— Но прежде, чем сесть в сани, надо 3 раза повторить скороговорку:
“По семеро в сани уселись сами”.
— Дети садитесь в сани. / Встают из-за столов, Весна – впереди, проходят в “Лес”, садятся на стульчики, стоящие в форме саней/
6. Едем мы по весеннему лесу, прислушаемся…, слышны голоса птиц. /Включается запись/
— Вспомните птиц, в названиях которых есть звук “С”. /Снегирь, сова, сорока, сойка, сокол, соловей, стриж, скворец, сыч, свиристель/
Логопед дополняет ответы детей, показ картинок, загадывание загадок:
Там, где пели зяблики, А в лесу, заметьте дети,
Сегодня посмотри, Есть ночные сторожа.
Как розовые яблоки Сторожей боятся этих,
На ветках … /снегири/.
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы филины и … /совы/
Эта хищница болтлива, На шесте дворец,
Воровата, суетлива. Во дворце певец,
А зовут его … /скворец/.
Стрекотунья – белобока,
А зовут ее — … /сорока/.
7. А весна продолжает вести нас по лесу. Еще одно задание: Игра на внимание. Хлопните в ладоши, если услышите слова со звуками “С”, “СЬ”.
— Снегирь сидит на ветке в розовой жилетке,
А дятел в ярко-красной шапочке атласной.
В дали мелькают сойки – синие ковбойки.
И даже мухоловки имеют обновки.
Лишь соловей, ребята, одет небогато.
Но кто про это судит, тому он петь не будет.
— Молодцы, внимательные у вас ушки!
8. А теперь посмотрите на картину.
/Лес, сосна, сидит синица, бежит лисица/
Давайте ее рассмотрим. Что изображено на картине? /называют/
Все это можно сказать одной фразой – скороговоркой: “На сосне — синица, под сосной – лисица”. / проговаривают хором, по цепочке/
9. Вот мы подъехали к полянке.
Выйдем из саней, отдохнем.
Встали в круг. Игра “Наоборот” с мячом. /Подбор антонимов/
— трусливый — …смелый, мириться …ссориться, пасмурный — …солнечный
Несчастный – …счастливый, кислое – …сладкое, весело –… скучно,
Сильный -…слабый, мокрый — …сухой, тесный – …свободный.
-Оказывается, мы уже приехали.
10. Ребята, а вот и терем сине-голубой, красивый, резной.
В нем и живет наша именинница. А вот ее портрет / на стене домика прикреплена картинка “С”, слоги/
— Какая это буква?
Красивая у нас именинница! Давайте пофантазируем, на что похожа буква “С”? /ответы детей,затем показ картинок – месяц, подкова, пол бублика/
— Логопед читает стихи: Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном,
Буквой “С” повис над домом.
Шел конь, подковами звеня, Села мышка в уголок,
Как буква “С” следы коня. Съела бублика кусок.
Почему терем синего цвета? / “С” — согласная/
Посмотрите, на стене – таблички со слогами. Чтобы дверь открылась, надо прочитать слоги. /Читают слоги/
— А вот и буква “С”. / быстро девочке одеть шапочку/.
11. Принимай гостей, буква “С”!
“С”: Добро пожаловать, гости дорогие!
— Ребята, посмотрите, в синем тереме все синее. Даже посуда.
Назовите посуду, в названиях которой есть звук “С”.
/Самовар, сковорода, скороварка, солонка, сахарница,
сухарница, соусница, стакан, супница, салатница/
12. Давайте подарим имениннице подарки. Но надо выбрать игрушки только со звуком “С”. /Сапожок, собака, сова, слоник, столик, стульчик/
13. А теперь поиграем с именинницей в кубики.
Задание такое: надо построить башню так, чтобы внизу были длинные слова из 3-х слогов, во втором ряду – из 2-х слогов, а в верхнем – из 1-го слога. Дети, возьмите по одному кубику, назовите картинки, подумайте, сколько слогов.
Подойдите те дети, чьи кубики должны стоять в нижнем ряду. / во 2-м, в верхнем/.
— Назовите слова, в которых 1 слог /2 слога, 3 слога/. Молодцы!
14. Вот незадача! Буква “С” не знает, какое угощение для вас приготовить.
— Давайте подскажем ей названия блюд, которые еачинаются на звук “С”.
/ Сыр, сметана, сливки, салат, суп, сосиски, сардельки, сахар, сырки, сливы, свекла, сироп, сырники, солянка, селедка, соус, сок, сухарики, смородина…/
“С”: Спасибо за помощь и подарки, пойду приготовлю для вас угощение.
/уходит/
15. Весна тоже спешит.
У нее сейчас много хлопот: и лед на реках ломать и гнезда строить, снег растапливать и день удлинять.
Весна: Пусть ребята прочитают зашифрованное слово. /Читают: “сувенир”/
Весна: Я дарю вам этот сувенир /красивую коробочку/
Лог.: Спасибо весна, поспеши, прощаться мы не будем, ты ведь только наступила в природе.
Затем логопед достает из шкатулки “эмблемы” с изображением солнысолнышка.
— Солнышко – символ весны. Это подарок вам на память, но вы должны обвести ручкой буквы “С”, написанные пунктиром.
— Дети садятся за столы, обводят буквы “С” по пунктирным линиям на своих эмблемах.
16. Итог занятия. — Ласковые лучики теплого весеннего солнышка согрели каждого из нас и будут с каждым днем все теплее. А теперь попробуем угощение, которое нам приготовила Буква “С”. Люфт И.П., учитель-логопед