03.09.2013      1184      0
 

Автоматизация звука “С” в слогах, словах и предложениях. Знакомство с буквой “С”

Тема: Автоматизация звука “С” в слогах, словах и предложениях. Знакомство с буквой “С”. Цель: Автоматизация…


Автоматизация звука “С” в слогах, словах и предложениях. Знакомство с буквой “С”

Автоматизация звука “С” в слогах, словах и предложениях. Знакомство с буквой “С”

Тема: Автоматизация звука “С” в слогах, словах и предложениях. Знакомство с буквой “С”.

Цель: Автоматизация звука “С” в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

  1. Закрепление правильного произношения звука “С” в слогах, словах и предложениях.
  2. Закрепление навыка чтения слогов и слов со звуком “С”
  3. Формирование навыка деления слов на слоги.
  4. Письмо печатной буквы “С”.
  5. Развитие фонематического слуха и слухового внимания.
  6. Активизация словаря по темам: транспорт, птицы, посуда, продукты питания.

Оборудование:

  1. Индивидуальные зеркала, ручки
  2. Картинки птиц на звук “С”, кубики с картинками
  3. Карточки для чтения слогов
  4. Картина с изображением сосны, синицы, лисицы
  5. Плакаты со словами: ВЕ…НА, СУВЕНИР.
  6. Эмблемы с солнышком по количеству детей
  7. Картинки “На что похожа буква “С”?
  8. Шапочки для персонажей: “Весна”, “Буква “С”.
  9. Деревья из бумаги “Лес”
  10. Синий домик для буквы “С”, посуда
  11. Игрушки на букву “С”
  12. Мяч
  13. Запись птичьих голосов
  14. Указка
  15. Туесок

Ход занятия:

1. Организационный момент. Дети заходят, здороваются, садятся за столы.

— Ребята, мы с вами знаем “Правила речи”. Давайте вспомним их.

Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны!
Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно!
Говорим всегда красиво,
Смело и непоропливо.
Запомним обязательно,
Что учим на занятии!

2. Артикуляционная гимнастика. — Начнем с гимнастики для губ и язычка.

  • Трубочка – улыбочка
  • Орешки
  • Почистим нижние зубки
  • Часики
  • Ковшичек

3. Постановка цели занятия. — Сегодня мы продолжим путешествие по чудесной стране звуков и букв.

С кем же мы отправимся в эту сказочную страну? Для того, чтобы узнать, с кем, надо прочитать слово и догадаться, какая буква спряталась. /ВЕ…НА/

4. Уточнение правильной артикуляции звука “С”.

— Кончик языка упирается в нижние зубы
— Зубы сближены
— Губы вытянуты в улыбочку
— Горлышко не дрожит, значит звук какой? /Глухой/
-Воздушная струя какая? /Холодная/

Буква “С” сегодня именинница. Она пригласила нас в гости. А поведет нас к имениннице Весна. /Одной девочке надевается веночек/

А путь наш будет лежать через весенний лес.

5. На чем же мы отправимся? Какие виды транспорта вы знаете со звуком “С”? /Самолет, автобус, самосвал, самокат/

— На чем отправимся мы, узнайте из загадки:

“В гору – коняшками, а с горы – деревяшками” /Сани/

— Снег в лесу еще не растаял, поэтому можем ехать на больших санях.

— Но прежде, чем сесть в сани, надо 3 раза повторить скороговорку:

“По семеро в сани уселись сами”.

— Дети садитесь в сани. / Встают из-за столов, Весна – впереди, проходят в “Лес”, садятся на стульчики, стоящие в форме саней/

6. Едем мы по весеннему лесу, прислушаемся…, слышны голоса птиц. /Включается запись/

— Вспомните птиц, в названиях которых есть звук “С”. /Снегирь, сова, сорока, сойка, сокол, соловей, стриж, скворец, сыч, свиристель/

Логопед дополняет ответы детей, показ картинок, загадывание загадок:

Там, где пели зяблики, А в лесу, заметьте дети,
Сегодня посмотри, Есть ночные сторожа.
Как розовые яблоки Сторожей боятся этих,
На ветках … /снегири/.

Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы филины и … /совы/

Эта хищница болтлива, На шесте дворец,
Воровата, суетлива. Во дворце певец,
А зовут его … /скворец/.

Стрекотунья – белобока,
А зовут ее — … /сорока/.

7. А весна продолжает вести нас по лесу. Еще одно задание: Игра на внимание. Хлопните в ладоши, если услышите слова со звуками “С”, “СЬ”.

— Снегирь сидит на ветке в розовой жилетке,
А дятел в ярко-красной шапочке атласной.
В дали мелькают сойки – синие ковбойки.
И даже мухоловки имеют обновки.
Лишь соловей, ребята, одет небогато.
Но кто про это судит, тому он петь не будет.

— Молодцы, внимательные у вас ушки!

8. А теперь посмотрите на картину.

/Лес, сосна, сидит синица, бежит лисица/

Давайте ее рассмотрим. Что изображено на картине? /называют/

Все это можно сказать одной фразой – скороговоркой: “На сосне — синица, под сосной – лисица”. / проговаривают хором, по цепочке/

9. Вот мы подъехали к полянке.

Выйдем из саней, отдохнем.

Встали в круг. Игра “Наоборот” с мячом. /Подбор антонимов/

— трусливый — …смелый, мириться …ссориться, пасмурный — …солнечный

Несчастный – …счастливый, кислое – …сладкое, весело –… скучно,

Сильный -…слабый, мокрый — …сухой, тесный – …свободный.

-Оказывается, мы уже приехали.

10. Ребята, а вот и терем сине-голубой, красивый, резной.

В нем и живет наша именинница. А вот ее портрет / на стене домика прикреплена картинка “С”, слоги/

— Какая это буква?

Красивая у нас именинница! Давайте пофантазируем, на что похожа буква “С”? /ответы детей,затем показ картинок – месяц, подкова, пол бублика/

— Логопед читает стихи: Что за буква светится

Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном,
Буквой “С” повис над домом.
Шел конь, подковами звеня, Села мышка в уголок,
Как буква “С” следы коня. Съела бублика кусок.
Почему терем синего цвета? / “С” — согласная/

Посмотрите, на стене – таблички со слогами. Чтобы дверь открылась, надо прочитать слоги. /Читают слоги/

— А вот и буква “С”. / быстро девочке одеть шапочку/.

11. Принимай гостей, буква “С”!

“С”: Добро пожаловать, гости дорогие!

— Ребята, посмотрите, в синем тереме все синее. Даже посуда.

Назовите посуду, в названиях которой есть звук “С”.

/Самовар, сковорода, скороварка, солонка, сахарница,

сухарница, соусница, стакан, супница, салатница/

12. Давайте подарим имениннице подарки. Но надо выбрать игрушки только со звуком “С”. /Сапожок, собака, сова, слоник, столик, стульчик/

13. А теперь поиграем с именинницей в кубики.

Задание такое: надо построить башню так, чтобы внизу были длинные слова из 3-х слогов, во втором ряду – из 2-х слогов, а в верхнем – из 1-го слога. Дети, возьмите по одному кубику, назовите картинки, подумайте, сколько слогов.

Подойдите те дети, чьи кубики должны стоять в нижнем ряду. / во 2-м, в верхнем/.

— Назовите слова, в которых 1 слог /2 слога, 3 слога/. Молодцы!

14. Вот незадача! Буква “С” не знает, какое угощение для вас приготовить.

— Давайте подскажем ей названия блюд, которые еачинаются на звук “С”.

/ Сыр, сметана, сливки, салат, суп, сосиски, сардельки, сахар, сырки, сливы, свекла, сироп, сырники, солянка, селедка, соус, сок, сухарики, смородина…/

“С”: Спасибо за помощь и подарки, пойду приготовлю для вас угощение.

/уходит/

15. Весна тоже спешит.

У нее сейчас много хлопот: и лед на реках ломать и гнезда строить, снег растапливать и день удлинять.

Весна: Пусть ребята прочитают зашифрованное слово. /Читают: “сувенир”/

Весна: Я дарю вам этот сувенир /красивую коробочку/

Лог.: Спасибо весна, поспеши, прощаться мы не будем, ты ведь только наступила в природе.

Затем логопед достает из шкатулки “эмблемы” с изображением солнысолнышка.

— Солнышко – символ весны. Это подарок вам на память, но вы должны обвести ручкой буквы “С”, написанные пунктиром.

— Дети садятся за столы, обводят буквы “С” по пунктирным линиям на своих эмблемах.

16. Итог занятия. — Ласковые лучики теплого весеннего солнышка согрели каждого из нас и будут с каждым днем все теплее. А теперь попробуем угощение, которое нам приготовила Буква “С”. Люфт И.П., учитель-логопед