Тема: Образование слов с помощью суффиксов.
Цели:
- Закрепить умение образовывать слова с помощью суффиксов.
- Учить выделять в слове морфологическую часть – суффикс.
- Расширять объём словарного запаса и работать над совершенствованием лексико-грамматического строя речи.
Оборудование: конверты с цифрами 1 и 2 , изображения корня и суффикса
Ход:
1. О.м. Работа над активизацией психических процессов, мелкой моторикой.
Упражнения:
-отрывание пальцев рук от стола при прижатой ладони;
-Кулак-кольцо;
— «письмо» каждым пальцем по очереди одновременно двумя руками.
2. Актуализация темы.
Наше занятие пройдет в виде соревнования двух команд. С закрытыми глазами достаньте из конвертов цифры и определите, на ощупь, в какой команде будете сегодня работать.
На доске две фигуры- изображения корня слова и суффикса.
Расположите обозначения в нужном порядке, докажите последовательность.
2. Игра-соревнование.
«Загадки» :
У зуба и у дерева эта часть встречается.
А в словах – дугой обозначается. (корень слова)
Определить не сложно, что стоит он после корня.
Корень – он в словах глава, а с ним образуются новые слова. (суффикс)
Игра «Большой-маленький»
Команды отвечают по очереди.
Слова: дом – домик, двор-дворик, лист, нос, хвост, корабль, мост, бант, слон, день-денёк, зверь, кость-косточка, роза, гора, миска, лампа, пятка, сумка.
Какая часть слова помогала вам образовывать слова?
«Назови лишнее». Каждая команда в своём наборе слов, подчёркивает слово без суффикса.
Карточка 1-й команды: Огурчик, свёкла, перчик, помидорчик.
Стульчик, диванчик, кресло, шкафчик.
Лисёнок, волк, зайчонок, медвежонок.
Карточка 2-й команды:
Малина, земляничка, клюковка, черничка.
Дружок, сани, снежок, флажок.
Стишок, пушок, кот, малышок.
«Вся семья в сборе». Соберите семьи правильно. Каждая команда в своей карточке соединяет разными цветами слова.
медведь лосиха зайчонок
волк моржиха слонёнок
тигр львица медвежонок
заяц лисица Волчонок
лев слониха Моржонок
слон медведица Тигрёнок
Лис барсучиха Лисёнок
олень оленуха ежонок
лось бобриха Барсучонок
бобр ежиха Львёнок
ёж волчица лосёнок
морж тигрица бобрёнок
барсук зайчиха оленёнок
«Профессии»
Из данных словосочетаний образуйте названия профессий. Отвечаем по очереди.
Словосочетания: Вставляет стёкла, работает на кране, строит дома, чинит часы, составляет компьютерные программы, играет на барабане, играет на трубе, убирает двор, играет на скрипке, приносит почту.
3. Итог. Определяем победителя. Благодатская Е.М. учитель-логопед, МКОУ ШР НШДС №10 Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг.