12.12.2013      2069      0
 

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме “Зима”

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах; Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на…


Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме “Зима”

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме “Зима”

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах; Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия; Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

1. Организационный момент. Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке. Рассмотрите картинки и назовите. (Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок)

2. Беседа о времени года

  • Как вы думаете, какое сейчас время года?
  • Как вы догадались?
  • Какой день зимой?
  • Какая ночь?
  • Что можно сказать о снеге?
  • Какой бывает лед?
  • Перечислите зимние месяцы.

3. Упражнение “Снежинки”. Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они.

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. “Что бывает зимой?” Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.

5. Дидактическая игра “Подбери слова”. Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

6. Игра “Назови ласково” с мячом. Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег — снежок, Сосулька – сосулечка

Мороз — морозец,  Дерево — деревце

Ветер — ветерок,  Горка – горочка

Лёд — ледок,  Холод — холодок

Зима — зимушка, Санки – саночки

7. Упражнение “Что изменилось?”

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

8. Пальчиковая гимнастика “Мы во двор пошли гулять”

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, “Лепят” комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, “Крошат” хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. “Едят ложкой” суп.

9. Упражнение “Где это бывает?”. Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы для закрепления в речи предлогана.

  • Где лежит снежинка?
  • Где висит сосулька?
  • Где замерз лед?
  • Где катаются дети?
  • Где стоят санки?
  • Где слепили снеговика?

10. Работа в тетрадях. Откройте тетради. Посмотрите на страничку, где нарисованы предметы для зимних развлечений. Что вы видите? Лыжи, снеговика, санки.

Послушайте загадку об одном из этих предметов, изображенных на этой странице.

Две новые кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставишь две ноги –
И по большим снегам беги.

Что это? Почему вы так решили? Объясните.

Обведите лыжи по контуру и раскрасьте любым цветным карандашом.

После выполнения задания логопед собирает тетради. 

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме “Зима”1

11. Упражнение “Закончи предложение”. Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

Мы решили слепить…(снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).
Мы показали соседям нашего…(снеговика).
Мы играли с нашим …(снеговиком).
Мы рассказали бабушке о …(снеговике).

12. Упражнение “Снеговик” (составление предложений)

Логопед убирает картинки.

  • Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?
  • Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем это слово.
  • А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его.
  • Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.
  • Попробуйте придумать предложение со словом снеговик.

13. Итог занятия. Вспомните, о чём мы говорили на занятии? Что мы делали на занятии? Что понравилось? Оценка детей. Романенко Ю.С., учитель–логопед, МБДОУ № 92.