03.04.2013      1181      0
 

Автоматизация звуков при грубых формах афазии с помощью метода надстрочных знаков

Скачать презентацию. В практике каждого логопеда-афазиолога встречается большое количество пациентов с грубыми формами моторной афазии. В начале…


Автоматизация звуков при грубых формах афазии с помощью метода надстрочных знаков

Автоматизация звуков при грубых формах афазии с помощью метода надстрочных знаков

Скачать презентацию. В практике каждого логопеда-афазиолога встречается большое количество пациентов с грубыми формами моторной афазии. В начале работы с такими больными для восстановления речи используется метод растормаживания: сопряжённое пение известных песен, чтение знакомых стихотворений, проговаривание различных автоматизированные речевых рядов. Часто при использовании таких упражнений речь начинает восстанавливаться, но все же периодически встречаются пациенты с настолько выраженной орально-артикуляционной апраксией, что данный метод не помогает. Афатики совершенно не могут подпевать известные песни, у них не появляются абрисы слов при сопряжённом проговаривании автоматизированных речевых рядов, некоторые из них не помнят, как подать голос при его сохранности. В таких случаях используется оптико-акустический или зрительно-слуховой метод вызова отдельных звуков с системой надстрочных знаков М.К. Шохор-Троцкой. Артикуляцию каждого звука речи мы демонстрируем и объясняем больному, рассказывая, как нужно поставить наши органы речи, и на что похож данный звук. При этом фонемы обозначаются буквами и прилагаются надстрочные  знаки – специальные картинки, напоминающие артикуляцию звука, которые предлагаются в пособиях по восстановлению речи при афазии М.К. Шохор-Троцкой.

У больных с грубыми формами моторных и сенсомоторных афазий нередко имеются выраженные нарушения понимания обращённой речи и гнозиса, поэтому не всегда получается объяснить, что означает тот или иной надстрочный знак. В таких случаях я попробовала заменить картинки М.К. Шохор-Троцкой фотографиями артикуляции, которые сделала в момент произнесения звуков. Примеры надстрочных фотографий показаны в презентации «Надстрочные фотографии» на слайде № 1.

Данные снимки стали легче усваиваться пациентами, достаточно сопоставить фотографию с буквой и звук, произнесённый логопедом. Для этого лучше всего использовать разрезные карточки. Специалист чётко проговаривает звук и показывает своему ученику соответствующий ему снимок с графемой. Пациент пытается произнести нужную фонему сопряжённо с логопедом, со временем запоминает её и начинает читать без помощи специалиста, опираясь на надстрочную фотографию.

Даже больные с грубыми нарушениями понимания обращённой речи хорошо соотносят надстрочные фотографии с произносимыми звуками, начинают действовать по подражанию и постепенно преодолевают апраксические трудности.

Восстановление речи с помощью данного метода часто очень длительное. Если у вашего ученика не удаётся произнесение определённых звуков, переходите к следующим. После того, как у пациента усвоились первые фонемы, для улучшения переключений с одного движения на другое составляйте слова и короткие фразы из букв, активно пользуйтесь разрезными карточками. Примеры фраз с надстрочными фотографиями можно посмотреть в презентации на слайдах №2 и №3.

Для объяснения звонкости звука, так же, как и в пособиях М.К. Шохор-Троцкой я использовала восклицательный знак, акцентируя на него внимание и используя тактильный метод: положить руку пациента себе на область шеи, артикулировать звонкий и глухой звук, при этом больной должен почувствовать наличие и отсутствие вибрации (слайд №4).

К сожалению, не все звуки речи мы можем отобразить на простой фотографии, так как во многих из них практически не используются внешние органы артикуляции. Поэтому, мы начинаем работу с изучения только определённых фонем, но даже из небольшого количества звуков удаётся составить множество простых слов и даже фраз.

В своём опыте я также соединяла зрительно-слуховой метод с надстрочными фотографиями и растормаживание. Например:

1) Логопед вместе со своим учеником читает букву «А». Далее специалист читает фразу с жёстким контекстом, а пациент следит пальцем и пытается прочитать усвоенную им букву «А» (смотрите слайд №5).

2) Логопед проговаривает начало фразы с жёстким контекстом, а пациент, опираясь на усвоенные надстрочные фотографии, пытается прочитать последнее слово (смотрите слайд №6). В этом задании звук, который мы не можем отобразить на снимке, иногда у пациентов появлялся автоматически., что позволяет активно продолжать использовать метод растормаживания.

В работе с пациентами уже с первых занятий хорошо включать в занятия и письменные задания. Например, во время усвоения звука и буквы с надстрочным снимком письменно вставляйте их в слова (смотрите слайды №7 и №8).

После того, как все надстрочные фотографии усвоены, по мере преодоления орально-артикуляционной апраксии мы опять пробуем зрительно-слуховой метод вызова отдельных звуков с опорой на надстрочные знаки М.К. Шохор-Троцкой и метод растормаживания. Боровова Е.В. Логопед, ГБУЗ ГКБ №15 им. О.М.Филатова