Цели: закрепить знания о характеристиках звуков Х и ХЬ. Тренировать в четком произношении звуков Х и ХЬ в слогах и словах. Тренировать детей в умении правильно определять местонахождение звука Х в словах ( в начале, середине и конце слова). Звуковой анализ и синтез двухсложного слова «хата». Развивать пространственные представления детей , умение отличать «право» и «влево», «вверх» и «вниз».
Развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание.
Ожидаемый результат: умение различать звуки Х- ХЬ в словах, развитие навыков звукового анализа и синтеза двухсложных слов.
Оборудование: компьютер, экран, пособие «Человечки-звуки», предметные картинки, пособие «Ракеты» для определения местоположения в слове, пеналы, схемный материал, демонстрационный схемный материал, , магнитная доска, презентация по теме.
Содержание организационной деятельности детей:
1. Организационный момент : Ребята, сегодня мы отправимся в космическое путешествие со звуками Х и Хь к планетам согласных звуков.
2. Основная часть.
Повторение: Ребята, давайте вспомним, звуки Х и Хь- какие звуки? Гласные или согласные? Согласные, потому что их нельзя свободно петь и говорить. Когда мы их произносим , то преградой для воздуха, который выходит изо рта, будет язык.
Наши братцы-звуки Х и ХЬ имеют разные характеры. Расскажите мне о них, какие они?
Х-согласный, твердый, глухой, носит синюю рубашку без колокольчика.
ХЬ-согласный, мягкий, глухой, носит зеленую рубашку без колокольчика.
Логопед показывает детям человечки-звуки.
3. Тренировочные упражнения.
Слоги: Итак ,теперь мы все вместе отправляемся в космическое путешествие. Садимся на ракету . Взлетаем.
Пролетаем мимо веселых звездочек, они поют нам свою забавные песенки , давайте повторять за ними:
- Ха-хя
- Хо-хе
- Ху-хю
- Хы-хи
4. Физминутка «Управляем звездолетом»: Чтобы хорошо управлять звездолетом — нужно быстро выполнять команды командира. Внимательно слушаем и выполняем:
- поднять правую руку вверх, опустить;
- поднять левую руку вверх, опустить;
- правой рукой дотронуться до левого уха, опустить;
- левой рукой дотронуться до правого уха, опустить;
- закрыть правой рукой правый глаз ,опустить;
- закрыть левой рукой левый глаз, опустить;
5. Определение местоположения звука Х в словах: С нами в звездолете летят слова со звуками Х и ХЬ, давайте их назовем: халат, мох, мех, хищник, хомяк, муха, мухи, духи, петух, петухи ,хата.
У слов есть свои маленькие ракеты, достаем их (дети подвигают к себе пособие «Ракеты»).
Наши слова со звуком Х какого цвета выбирают себе ракету-красную, зеленую или синюю?
-Синюю , потому что у звука Х-твердый характер.
У нашей ракеты три иллюминатора. Если мы слышим звук звук х в начале слова, то закрываем верхний иллюминатор; если звук Х слышим в середине слова, то закрывает средний иллюминатор; а если звук Х в конце слова, то закрываем нижний.
Слова: хомяк, мех, муха, халат, мох.
6. Дифференциация звуков Х и ХЬ в словах. Вот мы прилетели к планетам согласных звуков. На планете согласных твердых звуков живут согласные твердые звуки глухие и звонкие, поэтому планета синего цвета. А на планете согласных мягких звуков живут согласные мягкие звуки — звонкие и глухие.
Наши слова со звуками Х и ХЬ готовы заселить планеты.
Логопед называет слова ,а дети выбирают нужную планету для каждого слова.
7. Звуковой анализ и синтез двухсложного слова : «хата».
— Ребята, посмотрите, кто к нам подлетел. Это дружелюбный инопланетянин, а зовут его Хихаля , он прилетел с планеты Хихалия. Жители этой планеты общаются без слов, только передают друг другу свои мысли на расстоянии. А давайте ему расскажем, что такое «слово», из чего оно состоит, составим его схему. Составление схемы слова.
a. Коллективно : Это хата. Что обозначает это слово? Хата – это домик с соломенной крышей , который снаружи и внутри обмазывали глиной и белили, поэтому он белого цвета.
А еще хата-это целое слово, как мы покажем, что хата слово на схеме? Длинной полоской.
На какие части мы делим наше слово? На слоги. Сколько в слове слогов, расскажите правило .
В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Сколько гласных звуков-два звука А. Достаем 2 короткие полоски.
Под слогами выкладываем квадратики-звуки. Какой звук мы слышим первым? Звук Х. Какой он?
Согласный , твердый, квадратик синего цвета. Разбираем каждый звук по аналогии. Сколько в слове слогов? Два слога. Сколько звуков? Четыре звука. Сколько согласных звуков? Два. Сколько гласных звуков. Тоже два.
b. Индивидуально на столе;
c. «Чтение схемы»;
8. Рефлексия: а теперь нам пора возвращаться домой, на нашу планету Земля. Вам понравилось космическое путешествие? Какие звуки с нами путешествовали? Звуки Х и ХЬ. На каких планетах мы побывали? На планетах согласных звуков. Синиговская Т. учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции речи №1 Солнышко г. Холмска муниципального образования Холмский городской округ Сахалинской области