Цель. Учить дифференцировать звуки [с]– [ц]»; буквы с– ц.
Задачи.
- Учить дифференцировать звуки [с] – [ц] в слогах, словах, предложениях.
- Учить дифференцировать буквы с – ц при чтении и на письме.
- Совершенствовать звуко — буквенный анализ.
- Развивать фонематическое и зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление, формировать грамматический строй речи: упражнять в образовании существительных с суффиксом –иц, графомоторные навыки и общемоторную координацию.
Оборудование: Звуковые замки фей Томы и Фиалки; буквы с, ц; Домики звуков; наборное полотно с буквами и словами, сюжетная картина «Весна», предметные картинки, игры «Светофоры», «Сигнальщики», игра «Ромашка», «Волшебные коробочки», тетради, карандаши ( ручки), зеркала, массажные шарики-ёжики, сказочные герои: Крокодил Гена и Чебурашка, кошка Мурка.
Программное содержание занятия.
1. Оргмомент.
1) Психогимнастика. Массаж мимической мускулатуры лица.
Упражнение «Солнышко проснулось».
2) Приход сказочных героев Крокодила Гены и Чебурашки с семицветиком.
Л. Нам нужно с вами выполнить задания, которые содержат лепестки, тогда все желания сбудутся.
1). Лепесточек отрывается, задание выполняется.
2. Анализ артикуляции звуков: [с] и [ц]. Логопед подходит к картине «Весна» и просит отгадать загадку:
Стали выше небеса,
Звонче птичьи голоса,
Убежал сугроб седой,
Так бывает лишь (когда?)… .
Дети: «Весной».
Логопед просит детей определить какой звук слышится в словах:весна [с] или [ц],седой [с] или [сь].
Дети определяют и вместе с логопедом вспоминают артикуляцию [с], [сь].
Л. Какие звуки [с], [сь]?
Все вместе. Звуки [с], [сь] — согласные, глухие, [с]-твёрдый, [сь]- мягкий; живут в звуковых Синем и Зеленом замках у фей Томы и Фиалки.
Л. Весной возвращаются домой перелётные птицы. Одними из первых прилетают… скворцы. О них говорят: «Летит скворец – зиме конец». Скворец сидит у скворечника, радуется весне и распевает: « Ц-ц-ц-…». Ребята, как поёт скворец?
Дети произносят звук [ц], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Л. Какой звук [ц]?
Коллективное обсуждение: [ц] — согласный, глухой, всегда твёрдый; живёт в Синем замке твёрдых звуков у феи Томы.
2) Лепесточек отрывается, задание выполняется.
3. Игра «Насос — молчок» Логопед произносит слоги: са, ца, ос, цы, су, цо; слова: палец, нос, огурец, квас, автобус, перец, кузнец, ананас, конец, пылесос, голос, леденец.
Дети выполняют соответствующие движения: когда услышат [с], изображают работу насоса, а когда — [ц] , прикладывают указательный палец ко рту и произносят [ц].
4. Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики». Логопед просит детей поднять коробочку соответствующую звукам [с] и [ц].
Логопед называет согласные звуки: «п, пь, б, бь, з, сь, ж, ш, ц …», а дети поднимают соответствующий сигнал (коробочку): символы согласных звонких твёрдых и мягких звуков — синего и зелёного цвета с колокольчиками, а символы глухих согласных твёрдых и мягких звуков – голубого и салатового цвета с ваткой.
3) Лепесточек отрывается, задание выполняется.
5. Звуковой анализ слов. Развитие фонематического слуха.
Игры «Определи место звука в слове», «Звуковые домики».Логопед называет предметные картинки. Дети определяют место звуков [с] и [ц] в слове, определяют в каком Домике звуков они живут.
4) Лепесточек отрывается, задание выполняется.
6. Развитие фонематического слуха. Игра «Светофоры».
Логопед называет звуки, а дети поднимают соответствующий сигнал: символы гласных звуков красного цвета, символы согласных твёрдых звуков синего цвета, символы согласных мягких звуков зелёного цвета ( а, о, б, бь, п, пь, ы, ц, с, сь; цветок, собака, синий).
5) Лепесточек отрывается, задание выполняется.
7. Чтение. Игра «Ромашка». Чтение слогов (слов) с буквами с и ц.
8. Самомассаж рук мячиками-ёжиками.
6) Лепесточек отрывается, задание выполняется.
9. Звуко — буквенный анализ слов. Логопед предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко».
1) Забрались к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят
Привела их с улицы пёстренькая … (курица).
2) У кошки – …котёнок,
А у курицы — …цыплёнок,
У совы — … совёнок,
У скворца -… скворчонок.
Л. Какой звук слышится в слове [с] или [ц].
Логопед просит детей составить в кассе слово «совёнок», назвать гласные звуки и сосчитать количество слогов.
3) Звуко — буквенный анализ слова «курица»
Развитие фонематического слуха. Игра «Волшебная коробочка». Произвести звуковой анализ слова. Дети достают с индивидуальных коробочек цветные квадратики (красного, зелёного и синего цветов), соответствующие гласным звукам, твёрдым и мягким согласным звукам и выполняют звуковой анализ слова.
10. Офтальмотренаж. Упражнения для профилактики нарушений зрения.
11. Динамическая пауза. «Бабочка».
12. Формирование грамматического строя речи. Приход кошки Мурки.
1) Л. Сегодня послушаем где у кошки Мурки продукты находятся на кухне.
Буквы с и ц помогут нам образовать новые слова.
Дети подбирают слова по картинкам с помощью суффикса –иц:
Хлеб лежит в хлебнице.
Конфеты – в конфетнице.
Суп – в супнице.
Сахар – в сахарнице.
Сухари — в сухарнице.
Салат – в салатнице.
2) Логопед подходит к картине «Весна» и спрашивает:
«Ребята, над чем летят скворцы?» Вы узнаете, когда прочитаете предложение.
Дети читают: «Скворцы летят над лугами».
Логопед просит детей выложить схему предложения.
Дети выполняют задание.
13. Итог занятия. Логопед. Какие звуки мы сегодня закрепляли? Какие они?
Логопед благодарит детей за ответы.
Мы с вами загадаем желание и оно обязательно исполнится.
7) Лепесточек отрывается, желание выполняется.
Дети загадывают желания. Воронина С.П. учитель-логопед, Московская обл.,г. Наро-Фоминск, МАДОУ ДС КВ №2