Скачать приложение: Данный конспект занятия с презентацией составлен для детей с системным недоразвитием речи средней степени с дисграфией.
Цель: совершенствование простых форм звукового анализа.
Задачи:
Образовательные: уточнить словарь существительных по лексической теме «Головные уборы»; закрепить умение делить слова на слоги.
Коррекционно-развивающие: формировать умение опознавать заданный звук в текстах, предложениях; закрепить навык определения позиции звука в слове; совершенствования словесно-логического мышления в игре «Четвёртый лишний»; совершенствовать умение определять первый и конечный согласный звук в словах.
Воспитательные: воспитание интереса к логопедическим занятиям, путем использование нестандартных игровых приемов.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тетради, слова на карточках, цветные карандаши.
Ход занятия:
— Здравствуйте, ребята. Подходит к концу неделя логопедии и сегодня к нам на урок пришли гости. У нас сегодня не простое занятие, а игра «Звездный час». За каждый пройденный этап вы зарабатываете звезду. В конце занятия нам будет очень интересно посчитать количество звезд у каждого участника. Слайд 1.
— Итак, у вас на столе лежат цифры от 1 до 4. Благодаря этим цифрам, вы сможете отвечать на вопросы. Давайте потренируемся с вами на загадках.
Первый этап «Тренировочный». Слайд 2.
На слайде картинки: 1-шляпа, 2-панама,3-берет, 4-кепка. Одним словом это что? (головные уборы) Послушайте загадки, о каком головном уборе идет речь? Поднимите вверх номер картинки.
Отгадайте, вам мы скажем:
Головной убор из пряжи,
В моде уже много лет? —
Изящен вязаный… (берет)
Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля. (Шляпа)
На море или у реки
Вам защитят глаза очки,
И что надеть напомнит мама?
От солнца белую… (панаму)
И в мороз, и в холода
Она спасет тебя всегда.
Чтоб не было здоровье шатким,
Надень на голову ты… (шапку)
— Молодцы. Быстро разобрались с загадками. Теперь можем начинать нашу игру.
1. Тур Символов. Слайд 3.
На слайде символы, которые вы должны хорошо знать. 1-зеленый круг, 2-синий круг, 3-белый круг, 4- красный круг.
Вопросы:
Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным)
Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? (Синим)
Какие звуки мы не обозначаем цветом? (ь,ъ)
Сейчас я буду называть звуки, а вы выкладывайте ряд фишек соответствующего цвета.
Рь, ю, ы, г, гь, и, в.
Давайте проверим. Слайд 4
-Замечательно!
2. Тур Буквенный. Слайд 5.
На этом слайде буквы. 1-Ц, 2-Щ, 3-У, 4- С
-Какая буква отличается от всех остальных? (Буква У) Почему? (Она гласная буква).
-Хорошо. Послушайте стишок и постарайтесь определить, какой звук в нем вы слышите чаще всего.
Непоседа Васенька
Не сидит на месте.
Непоседа Васенька
Всюду с нами вместе. ([Сь])
Этой щеткой чищу зубы.
Этой щеткой башмаки.
Этой щеткой чищу брюки.
Все три щетки мне нужны. ([Щ])
Из колодца принесла
Курица водицы.
И цыплята всей семьей
Побежали мыться. ([Ц])
-А сейчас предлагаю вам выйти к доске и помочь мне разобраться с буквами проказницами, которые сбежали из слов. Слайд 6.
Игра «Буквы убежали». Какой буквы не хватает во все трех словах?
. тол малы. .арта
Но. .кола то.ор
Ма.ка ко.ка укро.
Какие слова зашифрованы. Объедини гласные и согласные буквы.
ПЛТК АО
ШПК АА
ПНМ ААА
(шапка, панама, платок – головные уборы)
3. Тур Звуковой. Слайд 7.
На слайде картинки. 1-фуражка, 2-косынка, 3-юбка, 4-кепка.
Глядя на эти картинки, скажите, какая из них лишняя? (Юбка) Почему? (Потому что юбка – это одежда, а все остальное – головные уборы)
Вопросы:
Название какой картинки начинается с гласного звука? (Юбка)
Название какой картинки начинается с мягкого согласного звука? (кепка)
— Хорошо, молодцы.
На следующем слайде картинки. Слайд 8.
1-ручка, 2-карандаш, 3- платок, 4 –пенал
-Какая картинка лишняя и почему? (Платок лишний — это головной убор, все остальные предметы – школьные принадлежности)
Вопросы:
В названии какой картинки звук [К] стоит в конце слова? (платок)
В названии какой картинки звук [К] стоит в середине слова? (ручка)
Финал. Работа в тетрадях.
Подпишите число. В тетрадочках у вас записаны слова: чепчик, платочек, пилотка. Разделите слова на слоги и выполните звуковой анализ слов. Подчеркните красным, синим или зеленым карандашом.
Итог. Давайте посчитаем, сколько звезд вы собрали. Шляхтина Н.Б. учитель-логопед, ГБОУ АО СКОШ №5, г. Новодвинск.