Тема: “Звук и буква Ц”
Задачи:
- Закреплять правильное произношение звука Ц , знакомство с буквой Ц.
- Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов.
- Актуализировать словарь по теме “Весенние цветы”.
- Развивать связную речь. Совершенствовать навыки придумывания окончания сказки.
- Совершенствовать оптико-динамические и темпо-ритмические параметры общих движений и действий.
- Развивать мышление, творческое воображение и подражательность.
Материал: Плоскостное изображение цыпленка. Предметные картинки с изображением овцы, гусеницы, синицы, скворца, цветов (нарциссы, гиацинты, цикламены, бархатцы, настурции). Дидактический материал для звуко-слогового анализа и синтеза слов (цветные квадраты).
Содержание организованной деятельности
Организационный момент.
Психогимнастика: Дети, отгадайте загадку: “Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки” Кто это? (Цыпленок.) Изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом-правое крылышко, затем-левое.
Сообщение темы. Выделение первого звука из слов: цыпленок, Цып.
Сегодня мы будем слушать и произносить звук Ц и сочинять сказку о цыпленке Цыпе.
Характеристика звука Ц (согласный, глухой, свистящий, всегда твердый (не имеет мягкой пары). Знакомство с буквой Ц.
Произнесение звука Ц в слогах.
Посмотрел Цып вокруг и удивился: “Ац-оц-уц, иц-оц-ац!”
Увидел овцу, испугался: “Ца-цо-цу!”
Выразить мимический испуг.
Курица успокоила его: “Ца-цо-ца”.
Произнести более низким голосом.
Произношение звука Ц в словах. Звуко-слоговой анализ и синтез. Определение звука Ц в словах.
Выставляются предметные картинки: цветы, овца, синица, скворец.
Вышел Цып во двор, на клумбе увидел много цветов. Они называются: нарциссы, гиацинты, настурции, цикламены, бархатцы.
Дети повторяю названия цветов.
Давайте выделим голосом звук Ц и определим его место в слове.
Совершенствование оптико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий.
На фланелеграфе цветы. Дети считают количество цветов, определяют силу удара (хлопка). Затем воспроизводят заданное количество ударов определенной (одинаковой) силы.
Во дворе Цып увидел овцу, а на дереве сидела птица и зовут ее…(синица).
Подскажите слог в моих словах и вы услышите загадку о другой птице.
На шесте дво…(рец),
Во двор…(це) пе…(вец),
А зовут его скво…(рец).
Назовите похожие слова. Чем они похожи? В каких словах последний слог рец? Кого любят есть птицы? (Гусениц.) А теперь давайте скажем дружно: “Скворцы и синицы-полезные птицы!”.
Звуковой анализ слов, деление их на слоги.
Словотворчество детей. А теперь сочиним стихотворение.
Рос на грядке…(огурец).
Жил на дереве…(скворец).
Тот скворец был мудрец.
Он хотел съесть…(огурец).
Прилетела вдруг…(синица);
-Мне нельзя тут поживиться?
Склевали вместе…(огурец).
И стихам нашим конец.
Придумывание окончания сказки.
Итог занятия.
Оценка деятельности детей.
Литература:
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов).-М.; Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-224с.
- Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Учеб.-метод. пособие. М., 2005. Трунова И.В., учитель-логопед МБДОУ детский сад №18 города Крымска